Исследование: с роботами ученики ведут себя на удивление вежливо и послушно

28.11.2025, 09:17 , Анастасия Федосеева — Главный редактор

В рамках исследования приняли участие 251 ребенок в возрасте от 7 до 12 лет, а также антропоморфный робот Pepper высотой 120 сантиметров. Робот оборудован камерами, микрофонами и датчиками, а также способен распознавать речь, жесты и некоторые эмоциональные состояния. Основной целью исследования было изучение двух ключевых аспектов: стиля коммуникации (вежливый или директивный) и гендерной идентичности робота (мужской или женский).

Во время эксперимента дети взаимодействовали с роботом, который имитировал поведение животных, и затем реагировали на его просьбы или запреты, связанные с фотографированием. После этого им задавали вопросы о способности робота испытывать такие эмоции, как счастье, мечтательность и другие.

Результаты исследования показали, что дети в большинстве случаев вежливо отвечали на запросы робота, независимо от его стиля общения. Младшие участники чаще приписывали роботу человеческие черты. Роботы, использующие вежливый стиль общения, воспринимались как более человекоподобные, особенно если их гендерная идентичность соответствовала ожиданиям детей. Например, робот женского пола, демонстрирующий вежливое поведение, вызывал у детей наибольшую антропоморфизацию.