Как новая система утильсбора повлияет на цены автомобилей: исследование экспертов

02.12.2025, 13:41 , Вера Цветова — Редактор

С 1 января 2026 года в Российской Федерации вступают в силу обновленные нормативные акты, регулирующие порядок расчета утилизационного сбора для физических лиц. В соответствии с новыми правилами, размер данного сбора будет зависеть не только от объемных характеристик транспортного средства, но и от его мощностных параметров, как сообщает авторитетное издание «Российская газета».

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов, комментируя данные изменения, подчеркнул их целевую направленность на оптимизацию фискальной нагрузки и обеспечение более равномерного распределения финансовых обязательств среди владельцев автотранспортных средств. Прогнозируется, что около 80% граждан, ввозящих автомобили для личного пользования, не испытают существенного изменения в размере утилизационного сбора, поскольку для транспортных средств с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил условия останутся неизменными.

Следует отметить, что основное бремя повышения утилизационного сбора ляжет на автомобили с высокой мощностью, включая модели, которые ранее не были представлены на российском рынке в связи с санкционными ограничениями.

Аналитические прогнозы указывают на значительное влияние нововведений на стоимость ввоза автомобилей с двигателем мощностью свыше 160 лошадиных сил для индивидуальных потребителей. Так, для престижных моделей, таких как BMW X5 и Hyundai Palisade, утилизационный сбор может составить от 1,8 до 2,7 миллиона рублей. В то же время бюджетные автомобили, включая Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo, останутся вне зоны существенного изменения тарифов.

Основные цели реформы включают:

  • Ограничение схем, направленных на импорт автомобилей с целью их последующей перепродажи;

  • Стимулирование процессов локализации производства на территории Российской Федерации;

  • Снижение доли «серого» импорта, что способствует повышению прозрачности и легальности рынка.

Министр отметил, что доля частного импорта автомобилей значительно возросла с 37% в 2024 году до 76% в 2025 году, что оказывает негативное влияние на налоговые поступления в бюджет.

Несмотря на текущие экономические вызовы, российский автомобильный рынок демонстрирует признаки адаптации и восстановления. За период с января по октябрь 2025 года было реализовано 1,2 миллиона автотранспортных средств, из которых 55% произведено на территории Российской Федерации. В октябре текущего года наблюдался рост продаж на 34% по сравнению с предыдущим месяцем, что свидетельствует о положительной динамике в отрасли.

Эксперты рассматривают реформу утилизационного сбора как стратегически важный шаг, направленный на формирование устойчивой и конкурентоспособной автомобильной отрасли в Российской Федерации. Прогнозируется, что после ожидаемого временного спада в первом квартале 2026 года, рынок начнет демонстрировать восстановительные тенденции, начиная с весеннего периода следующего года, пишет источник.