Падение не грозит: разработка МАИ ведет к созданию более безопасных вертолетов

18.11.2025, 10:10 , Анастасия Федосеева — Главный редактор

Инженеры Московского авиационного института разработали современные методы компьютерного моделирования для предсказания опасного явления "вихревого кольца", которое может возникать у вертолетных винтов и часто становится причиной авиакатастроф. Эти методы позволяют оперативно и точно прогнозировать критические ситуации, что значительно повышает безопасность полетов.

Проект включает две взаимодополняющие методологии, как сообщает ТАСС. Первая из них заключается в численном моделировании аэродинамических характеристик винтов в режиме "вихревого кольца". Эта методика обеспечивает высокую точность и эффективность вычислений. Вторая часть работы направлена на определение условий возникновения данного опасного режима через анализ аэродинамических характеристик конкретного винта, что позволяет учитывать его индивидуальные особенности.

"Вихревое кольцо" образуется при крутом снижении вертолета с вертикальной скоростью от 6 до 10 м/с. Взаимодействие воздушного потока от несущего винта с набегающим потоком приводит к развороту воздушного потока и его захвату винтом, что вызывает резкое падение тяги, сильные вибрации и стремительное падение вертолета. Без своевременных и правильных действий пилота это может привести к катастрофе.

Созданные модели будут использоваться для уточнения динамических моделей полета в авиационных тренажерах, что улучшит реалистичность тренировочных сценариев для пилотов. Кроме того, результаты исследования найдут применение при разработке руководств по эксплуатации вертолетов.

Основная стадия проекта завершена, однако работа над его совершенствованием продолжается. Планируется использование разработанных методик для анализа поведения винтов будущих летательных аппаратов, включая высокоскоростные и трансформируемые винтокрылые машины, а также малоразмерные беспилотные системы.