Статуя Петра I в Петербурге известна всем с названием Медный всадник. Она располагается в открытом сквере Сенатской площади, в самом центре Санкт-Петербурга. Сейчас очень поппулярны экскурсии по крышам от Лёхи - заказав такую, можно увидеть не только памятник сверху, но и весь город.
История
Статуя эта является уникальным произведением монументального искусства. Только вот меди в ней нет ни грамма. Своё популярное название памятник получил с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Но не стоит думать, что выдающийся поэт был невежей и дезориентировал читателей случайно. Медь один из не самых дорогих металлов, и уж точно в разы дешевле бронзы. Назвав всадника именно медным, Пушкин хотел принизить Петра. И основания для того у поэта были. Всем известны великие свершения Петра I. Но также, история сохранила свидетельства его властности, жестокости и бесчеловечности.
А вот автор этой статуи, скульптор Фальконе, в первую очередь выделял совсем другие качества императора. В сентябре 1766 Этьен Морис Фальконе подписывает контракт, по которому обязуется выполнить конную статую Петра I. Екатерина II обращается именно к этому скульптору по рекомендации Дидро и Вольтера, их мнение было для императрицы авторитетным. Из Парижа в Россию Фальконе приезжает с семнадцатилетней помощницей Мари Анн Калло.
Взгляды Екатерины II и скульптора на то, какой должна быть статуя с самого начала расходятся. Екатерина хочет видеть властного, решительно полководца. А Фальконе говорит, что его статуя будет подчеркивать то, каким созидателем законодателем и благодетелем для своей страны был Петр I.
Разногласия на этом не заканчивались. Голову статуи, созданную Этьеном Морисом, императрица так и не одобрила. Лепить столь важную деталь пришлось помощницей скульптора – Мари Анн. Ее вариант пришёлся правительнице по вкусу, и она была принята в члены Академии Художеств и получила пожизненную пенсию.
Через 12 лет после начала работы, в 1778 году, гипсовая модель статуи была закончена. Мастера долго отказывались браться за отливку. Слишком сложной и невыполнимой оказалась задача. Наконец, согласившийся мастер Емельян Хайлов, вместе с Фальконе принялись за работу. Не все шло гладко, первая попытка отливки провалилась. Лишь со второй попытки статуя была готова. В память об этом, в одной из складок плаща Фальконе оставил следующее послание: " Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин 1788 года". Фальконе задумал что в основании памятника будет каменная глыба в виде волны. Поиски подходящей глыбы долго были безрезультатными. С просьбой о помощи в поисках вариантов обращались даже к народу через газеты. И это дало свои плоды: крестьянин Семен Вишняков сообщил о местонахождении огромной глыбы в деревне Лахта. За глыбой повелось название Гром-камня.
Доставляли гром-камень в Петербург по воде. Для этого было создано специальное судно и еще не один десяток приспособлений для погрузки и выгрузки. Посмотреть прибытие гром-камня в Санкт-Петербург пришло тысячи людей.
В 1778 году Екатерина II и Фальконе окончательно ссорятся, после чего француз вместе с помощницей покидает Россию, не получив даже приглашения на открытие своей работы. Установкой руководит русский мастер Федор Гордеев. В 1782 году статуя торжественно открыта. Сопровождается это событие военным парадом.
На памятнике по распоряжению Екатерины II выполнена следующая надпись: "Петру I Екатерина II лета 1782". С другой стороны памятника те же слова выполнены на латыни.
Каким же предстает перед нами великий благодетель и создатель? Фальконе выполнил скульптуру в динамике. Император изображён на лошади, вставшей на дыбы. Не даром скульптор следил за конями, которых отобрали специально для позирования. Петр одет в простой плащ, вместо седла под ним звериная шкура. Только по лавровому венку и мечу можно узнать в нем столь высокопоставленную особу. Змея под ногами коня символизирует злые силы. Камень под статуей изображает трудности, которые преодолел Петр. Уникальным является то, что статуя имеет всего 3 точки опоры. При этом высота ее составляет 5 метров вес 8 тонн.