В философии и биологии одной из наиболее сложных и многоаспектных тем является субъективность восприятия, которая особенно ярко проявляется в феномене цвета. Цвет, как физическое свойство объекта, определяется длиной волны света, отражённого его поверхностью. Тем не менее, восприятие цвета представляет собой сложный нейрофизиологический процесс, включающий интерпретацию мозгом электрических сигналов, возникающих в результате воздействия света на сетчатку глаза. Например, электромагнитное излучение в диапазоне длин волн от 590 до 760 нанометров воспринимается человеческим глазом как красный цвет. Однако вопрос о том, что такое субъективный опыт восприятия красного цвета, остаётся нерешённым, особенно для тех, кто лишён этого опыта. Это также касается других субъективных феноменов, таких как вкусовые ощущения или болевые переживания. В англоязычной философии сознания данные субъективные аспекты восприятия обозначаются термином «квалиа», который подчёркивает их непередаваемость и уникальность для каждого воспринимающего субъекта.
Квалиа представляют собой непередаваемую информацию, включающую такие сенсорные характеристики, как вкус, запах, цвет, текстура и другие физические свойства, доступные исключительно субъекту восприятия. Субъективность восприятия цвета и других квалиа делает невозможным точное определение того, как другой человек интерпретирует эти сенсорные сигналы. Например, восприятие зелёного цвета может субъективно ассоциироваться с красным для некоторых индивидов, что указывает на уникальность и изменчивость квалиа для каждого субъекта.
Исследования в области нейронауки и когнитивной психологии демонстрируют значительные различия в зрительном и слуховом опыте между индивидами, обусловленные анатомическими и физиологическими особенностями их сенсорных систем. Эти различия подчёркивают сложность и многогранность процесса восприятия, который не может быть полностью объяснён с точки зрения физических характеристик объектов или электрических сигналов.
Концепция квалиа тесно связана с проблемами языка и мышления, что обусловлено их фундаментальной ролью в интерпретации и передаче субъективного опыта. Язык предоставляет средства для вербализации и концептуализации квалиа, однако его границы определяют пределы нашего восприятия мира. Людвиг Витгенштейн утверждал, что языковые возможности формируют когнитивные рамки, ограничивающие наше понимание реальности. Эта идея, известная как гипотеза лингвистического детерминизма, предполагает, что отсутствие определённых понятий в языке затрудняет их осмысление. Схожие взгляды высказывал антрополог Франц Боас, который утверждал, что восприятие мира обусловлено культурными факторами.
Несмотря на дискуссии вокруг гипотезы лингвистического детерминизма, эмпирические исследования подтверждают влияние языка на мышление. Язык формирует семантические структуры, основанные на чувственном опыте, что, в свою очередь, влияет на когнитивные процессы. Это усложняет задачу описания и понимания квалиа, которые не могут быть полностью переданы через языковые конструкции.
Мысленный эксперимент «Китайская комната», предложенный Джоном Сёрлом, иллюстрирует проблему искусственного интеллекта. В рамках этого эксперимента человек, не знающий китайского языка, получает инструкции для манипуляции символами (кубиками с иероглифами) для ответа на вопросы. Со временем этот человек может настолько хорошо овладеть манипуляцией символами, что носители китайского языка будут считать его владеющим языком. Однако сам человек не понимает смысла используемых символов, а лишь следует инструкциям. Этот эксперимент ставит вопрос о возможности создания искусственного интеллекта, способного имитировать человеческое поведение, и о том, будет ли это свидетельствовать о наличии у него сознания.
В контексте индустрии 4.0 возникает вопрос о создании искусственного интеллекта с сознанием. Тест Тьюринга, основанный на функционалистском подходе, рассматривает разум как систему, оперирующую символами. Это позволяет предположить, что создание искусственного интеллекта возможно путём программирования его для имитации человеческого поведения. Однако человеческий разум функционирует иначе, оперируя не символами, а смыслами, которые трудно выразить через алгоритмические системы. Субъективный опыт, включающий квалиа, невозможно алгоритмизировать или оцифровать, что требует разработки новых парадигм и механизмов для создания истинного искусственного интеллекта.
Дэвид Чалмерс предложил концепцию «философского зомби» — гипотетического существа, лишённого сознания и способного лишь имитировать человеческое поведение на основе алгоритмических правил. Такое существо действует в «ментальной темноте», не осознавая значения своих действий и не обладая субъективными переживаниями. Это поднимает вопрос о том, можно ли считать поведение, лишённое сознания, подлинно человеческим.
В философии существует идея, что человек, лишённый адекватного чувственного опыта, может стать «зомби» в буквальном смысле. В диалоге Платона «Государство» описываются люди, рождённые и выросшие в пещере, которые видят лишь тени реального мира, принимая их за истинную реальность. Объяснить им подлинную природу вещей невозможно, так как у них отсутствует необходимый чувственный опыт. Это метафорически иллюстрирует ограниченность восприятия и зависимость от сенсорных данных.
Исследование квалиа представляет собой амбициозную задачу для учёных, направленную на понимание механизмов восприятия и обработки сенсорной информации. Понимание этих механизмов может способствовать разработке методов лечения дальтонизма и ахроматопсии, состояний, ограничивающих восприятие цвета.
Решение проблемы квалиа имеет важное значение для создания искусственного интеллекта, способного не только имитировать, но и воспринимать, интерпретировать и переживать субъективный опыт. Как отмечал Рэй Курцвейл, решение этой проблемы является ключевым шагом на пути к созданию полноценного искусственного интеллекта, пишет источник.