Советы психолога: что делать, если ребенок не отрывается от телефона

30.11.2025, 12:55 , Вера Цветова — Редактор

Согласно новейшему исследованию, проведенному авторитетной организацией Common Sense Media, пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на паттерны использования цифровых устройств среди детей. В рамках обширного опроса, охватившего 1800 семей из Соединенных Штатов Америки, были выявлены следующие тенденции: если в 2020 году лишь 28% детей в возрасте до 8 лет обладали планшетами, то к настоящему моменту этот показатель возрос до 45%. К 11-летнему возрасту 72% детей уже являются владельцами смартфонов, а к 12 годам практически все дети (89%) имеют доступ к данным устройствам.

В период до пандемии средний показатель времени, затрачиваемого детьми до 8 лет на цифровые устройства, составлял 2 часа 20 минут ежедневно, в то время как в настоящее время этот показатель увеличился до 2,5 часов. Примечательно также, что интерес к видеоиграм значительно возрос: если ранее дошкольники уделяли им всего 10 минут в день, то сейчас данное время варьируется от 1,5 до 2 часов в сутки.

Психологи, такие как Майя Крохина, акцентируют внимание на необходимости пересмотра родителями своих стратегий взаимодействия с детьми в цифровом пространстве. Взамен полного запрета на использование гаджетов, она рекомендует развивать у детей навыки критического анализа и креативного применения цифровых ресурсов.

Крохина настоятельно советует родителям активно участвовать в процессе оценки контента, потребляемого их детьми. После просмотра мультфильма или игры, родители могут инициировать обсуждение, в ходе которого ребенок высказывает свою оценку данного контента. Это способствует развитию у детей критического мышления и аналитических способностей.

Для стимулирования интереса детей к офлайн-активностям Крохина рекомендует применение методики "оживления". Например, если ребенок проявляет увлечение игрой "Майнкрафт", родители могут предложить ему создать замок из конструктора Lego. В случае, если ребенок интересуется динозаврами, ему можно предложить слепить их из пластилина. Такие методы способствуют развитию мелкой моторики и креативного мышления у детей.

С целью укрепления эмоциональной связи с детьми в контексте использования цифровых устройств, Крохина рекомендует вовлекать их в процесс поиска и демонстрации интересных и образовательных ресурсов. Родители могут поручить ребенку роль "цифрового дегустатора", который будет находить и презентовать новые и полезные материалы. Это способствует повышению самооценки ребенка и укреплению его интересов, пишет источник.