Проект создания российского сверхзвукового пассажирского самолета, представляющий собой сложную междисциплинарную задачу, перешел от стадии теоретических изысканий к практическим испытаниям ключевых технологий. Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), являясь ведущим научно-исследовательским учреждением в области аэродинамики и аэрокосмической инженерии, успешно завершил важный этап программы "Стриж". Эта программа направлена на верификацию аэродинамических, двигательных и акустических решений для перспективного гражданского сверхзвукового лайнера.
Исследовательские работы проводятся по заказу Научно-исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" при активном участии Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) и Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). Разработка сверхзвукового авиалайнера требует комплексного подхода, включающего исследования в области аэродинамики, прочности конструкции, двигателестроения, акустики и эргономики.
Одним из приоритетных направлений испытаний является схема верхнего расположения двигателей, направленная на минимизацию интенсивности звукового удара при преодолении звукового барьера. Это критически важно для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров. В аэродинамических трубах ЦАГИ были испытаны модели ключевых узлов силовой установки, включающие два двигателя с плоскими соплами, оснащенными косым срезом. Данная инновационная разработка представляет значительный интерес для российской авиационной промышленности. Результаты испытаний подтвердили высокую эффективность воздухозаборников, расположенных в верхней части фюзеляжа, а также показали, что потери тяги на плоских соплах остаются в пределах допустимых значений.
После завершения аэродинамических исследований были проведены стендовые испытания модернизированного двигателя РД-93МС, разработанного АО "ОДК-Климов" для демонстратора "Стриж". Данный двигатель оснащен плоским соплом, изготовленным с использованием аддитивных технологий и высокоточной механической обработки. На сопло была установлена система шумоглушения, разработанная специалистами ЦАГИ, что позволяет существенно снизить уровень шума реактивной струи в режиме взлета.
Генеральный директор ЦАГИ, Кирилл Сыпало, выразил уверенность в высоком научно-техническом потенциале Российской Федерации для реализации проекта сверхзвукового пассажирского самолета. Результаты текущего этапа испытаний обеспечили значительный прогресс и уверенность в продолжении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные технические решения по интеграции силовой установки с планером успешно прошли тестирование и подтвердили свою эффективность.