Ученые определили оптимальное количество часов сна и учёбы для студентов в неделю

25.11.2025, 12:59 , Вера Цветова — Редактор

Учёные из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели комплексное исследование, направленное на оптимизацию временного распределения студентов с целью предотвращения эмоционального выгорания. В рамках данного проекта были детально изучены режим сна и объём домашних заданий как ключевые факторы, влияющие на психологическое состояние и академическую успеваемость студентов.

Методологической основой исследования послужил онлайн-опрос, проведённый в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года среди 2753 студентов бакалавриата одного из ведущих вузов столицы. Сбор данных включал анкетирование по распределению времени, анализ академической успеваемости, а также измерение уровня тревожности с использованием стандартизированных психологических тестов.

Ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, Наталья Малошонок, подчеркнула, что самостоятельное выполнение заданий требует высокого уровня саморегуляции, что, в свою очередь, повышает эффективность аудиторного обучения и способствует улучшению психологического состояния студентов.

В результате исследования был выявлен критический порог перегрузки, при котором выполнение более 25 часов домашних заданий в неделю значительно увеличивает уровень депрессии. Студенты, придерживающиеся режима сна от 7 до 8 часов в сутки, демонстрируют лучшие академические результаты и демонстрируют более низкий уровень тревожности. Кроме того, было установлено, что работа в университете и участие в проектах не должны превышать 10 часов в неделю, чтобы минимизировать негативное воздействие на психическое здоровье студентов. Также выявлено, что волонтёрская деятельность, превышающая 6 часов в неделю, и длительное пребывание дома (более 15 часов в сутки) могут способствовать повышению уровня тревожности.

На основании полученных данных были сформулированы рекомендации для студентов, включающие ограничение внеучебной деятельности до 10 часов в неделю, поддержание режима сна и активное участие в социальных контактах. Преподавателям рекомендуется контролировать объём домашних заданий и оптимизировать организацию учебного процесса в аудитории, что позволит создать более благоприятные условия для обучения и психологического благополучия студентов.

Современные исследования также обращают внимание на различия в когнитивных стилях представителей альфа-поколения и поколения Z. Мышление поколения Z характеризуется как клиповое, тогда как у представителей альфа-поколения формируется «калейдоскопическое» мышление, позволяющее им быстро переключаться между информационными потоками и воспринимать данные из нескольких источников одновременно. Это способствует созданию новых смыслов и взаимосвязей, что является важным аспектом в условиях цифровизации. Изучение цифровых привычек и финансового поведения этих поколений позволяет глубже понять эволюцию когнитивных процессов и их адаптацию к современным реалиям, пишет источник.