Пандемия коронавируса и последовавшие за ней западные санкции больно ударили, как по транспортной логистике, так и по поставкам широкой матрицы импортных товаров. В результате в 2022 году многие секторы электронного рынка ощутимо просели по сравнению с прошлогодними показателями. Общий спад дистанционной розницы составил около 8-10%, которые для некоторых игроков стали непреодолимым барьером для дальнейшего развития. Однако, крупные ритейлеры достаточно быстро сумели сориентироваться в новых непростых условиях, налаживая альтернативные цепочки логистики для пополнения складских запасов.
Торговые площадки, сумевшие преодолеть сложности поставок из западных стран, продемонстрировали удивительную живучесть, позволяющую делать самые оптимистичные прогнозы. В связи с быстрым выходом из кризиса такие популярные интернет-магазины расширили свой ассортимент сопутствующими товарными группами. На некоторых специализированных маркетплейсах появились новые акционные предложения, способные эффективно стимулировать покупательский спрос. Подобные решения идут на пользу, как посещаемости, так и конверсии коммерческих сайтов.
Многие компании, специализирующиеся на продаже определённой категории товаров, заключили новые договора с отечественными производителями. Процесс активного импортозамещения наблюдается в таких отраслях как торговля мебелью, стройматериалами, одеждой и продуктами питания. Сегодня внутренний рынок вполне способен обеспечить основные потребности граждан. А невосполнимые позиции сырья и готовых товаров уже замещаются с помощью альтернативных импортных операций.
Свидетельством выхода из кризиса дистанционной торговли стал рост онлайн заказов в первом квартале 2023 года на 12%, продемонстрировавший очевидный подъём всего сегмента. В ближайшем будущем ожидается нарастание конкурентной борьбы, которая, возможно, окончательно вытеснит мелкие компании, не умеющие адаптироваться к новым реалиям. Укрупнение торговых площадок станет основой для сдерживания цен, а покупатели получат дополнительные преференции от цивилизованной конкурентной борьбы в виде привлекательных скидок, подарков и бесплатных услуг. В конечном итоге на электронном российском рынке будут доминировать не более сотни специализированных интернет-магазинов и десятка универсальных гипермаркетов.