В Самаре простились с почетным профессором Самарского государственного института культуры Анатолием Морозовым. Легендарный педагог скончался в ночь на 19 января после продолжительной болезни.
— С самым творческим вузом региона связана практически вся его жизнь. После выпуска Анатолий Александрович остался работать в Alma mater и посвятил больше 40 лет подготовке молодых музыкантов. Он вел не только индивидуальные дисциплины, но и занятия оркестрового класса, руководил курсовыми и сводными оркестрами. В 2000 году возглавил кафедру музыкального искусства эстрады и в том же году по его инициативе был создан студенческий джазовый оркестр. Коллектив под руководством талантливого дирижера завоевал ряд наград на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях, вел активную концертную деятельность, — рассказали в СГИКе.
Источник фото: Самарский государственный институт культуры
В 2010 году Анатолий Александрович возглавил факультет современного искусства и художественных коммуникаций. Он был авторитетным педагогом в профессиональной среде. Даже после завершения работы в СГИКе в 2021 году он продолжал помогать коллегам.
Редакция ProGorodSamara пообщалась с теми, кто работал и учился с Анатолием Александровичем.
«Вдохновенно руководил ансамблями»
Мы связались с Еленой Богачевой, которая работала с профессором. Проведенные в Самарском институте культуры годы она вспоминает с особой теплотой.
— Это был конец 80-х, начало 90-х. Страна жила очень трудно. Но несмотря на это, мы были счастливыми и верили в то, что все обязательно будет лучше, чем сейчас. Работа по воспитанию нового творческого человека — это всегда здорово, а Анатолий Александрович, как никто другой, понимал и принимал эту задачу всем сердцем. Он как-то умел приободрить, успокоить и, в то же время, поставить конкретную выполняемую задачу. Александр Анатольевич был несколько лет председателем приемной комиссии. А это очень большая ответственность. Он практически всегда был рядом, сглаживал конфликтные ситуации и никогда не повышал голоса. Был приветливым, доброжелательным, чутким. Для меня лично это было очень большой школой общения с огромным количеством людей. Вся наша работа шла под руководством мудрого, уверенного в себе Анатолия Александровича. Атмосфера, которую он умело создавал, не давала возможности ошибиться, — вспоминает Елена.
По словам Елены, Анатолий Александрович — прекрасный педагог. В этом она убедилась на уроках, которые он давал в детской музыкальной школе ее сыну.
— Занятия с Анатолием Александровичем были для моего сына самыми любимыми. Он, конечно, не стал музыкантом, но время, проведенное с учителем, называл самым лучшим, ярким, рассказывал об этом всегда с восторгом.
Елена вспомнила, как Анатолий Александрович приходил к ним в Самарское областное училище культуры и искусств на защиту дипломов. По ее словам, он всегда шел на встречу выпускникам, помогал сформулировать мысль и поверить в свои силы.
— Были ли у Анатолия Александровича враги? Наверное нет, потому, что его сердце всегда было открыто для людей, а его дела и поступки всегда были профессионально верными и точными, — делится собеседница, — Отдельная страница — это творческое сотрудничество с театром СамАрт. На сцене играл живой оркестр под управлением Анатолия Александровича. Это было так органично, так неповторимо, ярко. Ты словно переносишься в другую эпоху, мир переворачивался. Анатолий Александрович вдохновенно руководил ансамблями.
«Вложил свою душу в развитие джаза в Самаре»
Преподаватель Талнахской детской школы искусств Вероника Тюрина рассказала редакции о знакомстве с Анатолием Александровичем при поступлении в Самарский институт культуры в 2005 году.
— Он был моим преподавателем по классу саксофон и еще вел лекции по истории джаза. Он был добрым и спокойным. Мне нравились наши уроки. Они текли плавно, без надрыва, но незаметно покорялись вершины учения, и это было в удовольствие. Он действительно талантливый преподаватель. Мог незаметно подвести к цели: и вот ты уже удивленно смотришь с вершины — какой, оказывается, большой путь преодолел. А еще я очень любила посещать студенческий джазовый биг бэнд, где он был руководителем. Под его чутким руководством наши неопытные руки превращали простые ноты в красивейшие мелодии. Некоторым произведениям он сам делал аранжировку! Особенно мне нравилось, что студентам разрешалось импровизировать. Тем, кто хотел, он давал свободу для творчества и фантазии. Как руководитель нашего отделения, он подобрал прекрасных преподавателей, сильных и талантливых. Сейчас, через многие года, я понимаю, насколько это ценно. Ведь так важно, когда тебе дают знания лучшие профессионалы в своем деле.
Вероника Тюрина с профессором / Фото предоставлено редакции ProGorodSamara
Вероника поделилась, что даже после выпуска из института не теряла связь с профессором. Она стала преподавателем и общалась с Анатолием Александровичем на музыкальные темы.
— Он искренне любил свое дело. Помню, как в декабре 2024 года, я спросила его, не тяжело ли ему работать из-за возраста. Он ответил, что движение — это жизнь. Ему нравится учить детей. А на вопрос, как он любит отдыхать, он говорил, что гулять с внуком. Наши встречи были не частыми, но всегда мы вспоминали его учеников, моих сокурсников, он с удовольствием и гордостью делился, кто какой путь прошел и как сейчас сложилась их жизнь. Он действительно переживает за каждого и радуется, когда все у них складывается хорошо. Общаясь с ним, я удивлялась, насколько он был эрудированным человеком, с каким удовольствием он обсуждал великих музыкантов и их творения, — вспоминает Вероника, — А сейчас мы понимаем, что Майоров Анатолий Александрович тоже создавал историю, вложил свою душу в развитие джаза в Самаре, именно он стал во главе новой кафедры музыкального искусства эстрады в СГАКИ, где студенты имели возможность познавать джаз. Именно он создал студенческий джазовый оркестр в 2000 году. Очень тяжело понимать, что такой умнейший, добрейший, великий человек с огромным сердцем ушел от нас... Анатолий Александрович навсегда останется в моем сердце. Искренне соболезную его семье.
Автор фото: Яна Лаушкина