Кирилл Гуров - художник, фотограф, старший научный сотрудник экспозиционного отдела в Самарском Литературном музее. В своих работах мастер использует необычные материалы - черепы животных, бинты и землю. У художника есть особое место, где он черпает вдохновение. Там, по его словам, мертвые животные отдают себя земле и воплощаются в деревьях и траве.
Почему он использует нестандартные материалы и какое место называет сакральным? Об этом в интервью с Кириллом Гуровым.
#ЯнаPROСамару - спецпроект, посвященный творческим людям, культуре и интересным событиям в Самарской области. Автор - редактор эксклюзивных материалов PROGORODSAMARA Яна Лаушкина.
Телеграм-канал Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара
Кирилл, расскажите, как вы связали свою жизнь с творчеством? Как всё начиналось?
- Мне кажется, что любой человек является творческим. Наша деятельность - это творчество. Не могу сказать точно. Я начал заниматься фотографией в 13 лет, до этого делал какие-то странные мультики. Как-то папа подарил книжку по фотографии, так и заразился. Как любой начинающий, снимал природу, людей.
Если об искусстве. Исскуство - это ближе к работе. Художник должен быть осмысленным. Лет в 20 у меня был сложный момент, я впервые сделал фотосерию под названием "Смерть". Вот такое мрачное название. Тогда начал заниматься чем-то, на мой взгляд, междисциплинарным. Меня в то время привлекало кино, режиссура, я пытался сделать что-то подобное фильму. Эти фотосерии больше рассматривал как визуальную поэзию. Через экзистенциальное проживание смерти я пришел к творчеству. Страх смерти - это какой-то толчок к творчеству для меня. Каждый из нас не только художник.
Работаю с фотографией, инсталляцией, скульптурой. Много с чем. Не могу определить какой-то жанр своему творчеству, потому что я нахожусь не в определенной традиции. У фотографии есть свой жанр, у кино также. Я занимаюсь современным постмедиальным искусством. Если говорить проще, в современном искусстве жанры называются медиумами, а вот ближе к 70-м годам говорится о некотором сломе, о том, что художник ищет стык этих жанров. Например, стык между скульптурой и живописью или перфомансом и фотографией. Не могу сказать, что занимаюсь чем-то конкретным.
Вы стали победителем премии галереи "Виктория" в номинации "Лучший персональный проект". Что это была за работа?
- Это были выставки "Земля" и "Территория". Расскажу предысторию. Работаю я с темой природы и природными материалами. И мое творчество связано зачастую с собственной мифологией. Раньше я работал с определенным пространством - "Заволгой". Мое место обитания весной и летом - это село Рождествено. Там есть для меня сакральное место, где сочетается жизнь и смерть, где мертвые животные отдают себя земле и воплощаются уже в деревьях и траве (прям как в сказке "Крошечка Хаврошечка"). Там ярко-зеленые деревья и высокая зеленая трава, часто можно увидеть кости или как разлагаются трупы животных. Но не могу сказать, что это место всегда такое, оно меняется, дает знаки и общается со мной. Один раз, когда я переживал очередной экзистенциальный кризис, я пошел туда. Была сильная жара, трава в деревне почти высохла. А когда я пришел туда, то место встретило меня морем полевых цветов, будто снова в детстве бежишь к маме на руки, чтобы она тебя успокоила. Но это место не пускает других людей без разрешения, и в том числе и меня. Если зашел туда за личной выгодой, ничего не дав, то в ответ оно будет мстить.
Так вот. Я вместе с арт-группой НУМЫЖЫ делали акцию "Камневики" на фестивале "Назад в город" в 2021 году (эта акция тоже выиграла премию Виктория). Мы собирали артефакты природы: ветки, мох, кору, улья, кости, черепа. Переносили их в пространство города. Создавали из кирпичей такие странные изваяния и украшали их этими природными артефактами. Возвращали природу в город, где природа и культура борются друг с другом, и порой нечеловеческое побеждает человеческое, и наоборот. Концепция была забавная, это все, что можно было бы сказать о Камневике: "Камневик это тот же снеговик, только из камней".
Затем мы делали акцию "Подарок", где возвращали в виде работ то, что мы у нее забрали. Эти акции связаны, получился такой сложный ритуал.
Затем у меня была персональная выставка в "Штаби аут-группы Муха", называлась она "Будь как дома", где я показал некоторый способ общения с природными пространствами. В каждое пространство я помещал свои работы, которые как-то рассказывали об этом месте. Некоторые из них я даже оставлял в подарок месту. А также забирал некоторые артефакты и создавал из них другие работы. Весь процесс фотографировал. Получилось, что эта выставка состояла из фотодокументаций несуществующих выставок.
Затем уже в 2022 году была персональная выставка "Земля" в галерее "Нулевая комната", где были работы из земли, взятой с тех сакральных для меня мест. В этой выставке я использовал образы, которые у меня ассоциируются с этими пространствами. Интерессно, что в этом проекте я научился окрашивать землю в непривычные цвета. Ну, например, у меня была работа из белой земли. Это один из проектов, который выиграл премию Виктория в 2022 году.
Другой проект, за который меня номинировали, это персональная выставка "Территория" в пространстве ОССИ "МИ", где я выставлял живопись из земли, глины, ржавого железа, гипса, рубироида. А также фотографии этих работ, своеобразную картографию мест. Не могу назвать в полной мере это живописью, я бы назвал это медиумом территории.
В этом проекте я уже отказываюсь от работы с тем пространством в селе Рождествено и создаю новые. Это места вроде тех, что мы наблюдаем в детстве, когда смотрим на облупленную стену и представляем себя каким-нибудь маленьким муравьем, и в воображении ходим по ней. Я создал для людей такие альтернативные пространства.
Кирилл, расскажите подробнее про выставку в галерее "Виктория", которую можно посетить до 9 апреля?
- Проект "Ча-ща" - это персональная выставка - премия галереи Виктории. В нем я обращаюсь к "лесному языку". Письмо леса - это нечеловеческий язык. Места могут с нами общаться через определенные символы: упавшее перо, сломанная ветка, кости, погода. Но также у леса есть свой особенный поэтический язык: когда в переплетении веток и корней, узорах тины в болоте в коре можно увидеть незнакомые нам слова, буквы, иероглифы. Вглядывание в них становится особым типом чтения, но здесь нет понятного человеку послания. Воспринимается этот никому неизвестный и одновременно универсальный язык интуитивно и воздействует на человека через его ощущения.
Я в этой выставке использую не только пластилин, я вообще отказываюсь от природных материалов. Здесь лесной язык - это концепт, поэтому я создаю такую выставку-схему. Чтобы и в повседневности после нее мы видели эти знаки.
Надеюсь этот язык станет доступен людям и они смогут общаться с нечеловеческим и друг с другом лучше, на другом совершенно уровне, на чувственном, интуитивном. Вообще, если мы уйдем в лес, он нас изменит. Хотя бы в мыслях.
А какую работу вы можете назвать самой выдающейся?
- Не могу назвать самую удачную работу или выставку. Для меня это всегда та, над кторой я сейчас работаю. А работаю над проектами я постоянно, даже когда не делаю ничего руками, то размышляю, придумываю концепцию, что-то изучаю и вглядываюсь в мир.
Бывали ли моменты, когда хотелось бросить творчество или вы откладывали это дело долгое время?
- Есть много причин бросить творчество. Скажу поговоркой: "Сын-художник - это горе в семье". А дальше интерпретируйте как хотите. Ахаха. Нет, я не задумываюсь о том, чтобы бросать творчество и много работаю. Некоторые друзья из художественной среды меня называют самым продуктивным художником в Самаре.
Предоставлено PROGORODSAMARA
Вы используете бюджетные материалы? Или на творчество уходит приличная сумма?
- Вопрос сложный, потому что, конечно, я использую, например, землю которая ничего почти не стоит. Но и другие материалы: акрил, пластилин, глину. И работы мои не очень большие, но работаю много и на это уходит для меня достаточно большая сумма. Но о деньгах я не особо думаю: хватает поесть и выпить (уже хорошо).
Как вы придумываете такие образы? Может вы с чем-то ассоциируете свои работы?
- Они приходят из наблюдений за природой и миром. Какой-то философской работы, когда рефлексирую над тем или иным явлением. Раньше у меня были художники, на которых я ориентировался. Например, в раннем творчестве (когда я занимался фотографией) у меня было много отсылок на Дэвида Линча. Теперь нет ориентиров на художников, только те, которые мне нравятся и я могу брать у них какие-то приемы. В общем, я не фанатею от конкретного художника. Это во многом произошло из-за странного опыта. Однажды с друзьями-художниками я смотрел на камень два часа, не говоря друг с другом. Это сильный и для кого-то страшный опыт, думаю что это антимедитация. Это меня научило вглядываться и понимать, что нечеловеческие объекты более гениальные, чем все, что мы создаем.
Видела ваши работы с бинтами. Почему вы выбрали такой нестандартный материал?
- Всегда ищу необычные материалы. Если честно, не хочу интерпретировать эту работу. Она этапная и не в рамках определенного проекта, и до конца не могу про нее рассказать. Это хорошая работа, но я ее называю этапной, потому что я вместе с большим проектом думаю через другие работы над ним или думаю над новым. И в создании этапных работ для меня это метод рефлексии. Например, из идеи этой серии появилась выставка "Ча-ща".
Какой самый нестандартный материал вы использовали в работах?
- Краска.
Ознакомиться с творчеством Кирилла Гурова можно по ссылке. Приятного просмотра!