Анастасия Карбовничая — историк и преподаватель из Самары. Она тот самый человек, который рассказывает об истории из мира искусства, культуры и моды современным языком и без унылого академизма, а где-то даже с щепоткой сарказма и черного юмора.
Я пообщалась с Анастасией и выяснила, что подтолкнуло искусствоведа связать жизнь с историей и как она делает ее совсем не скучной.
Предоставлено PROGORODSAMARA
Анастасия, расскажите подробнее о своей деятельности?
— Я историк, преподаватель истории. Рассказываю истории из мира искусства, культуры и модной индустрии. Я рассказываю о том, что культура — это не скучно, что искусство — это не тоска. Это такой огромный клубок историй, тесно связанных и переплетенных людских биографий и политических событий, который уводит нас от современности в античную древность и от одного материка в совершенно другой край географии, от отмены крепостного права в России до полета человека в космос. И чем больше ты его распутываешь, тем больше ты впутываешься во все эти истории, сопереживаешь и начинаешь смотреть на эти произведения искусства, будь то картины, платье или киношедевр, совершенно другими глазами. И поэтому я могу рыдать над пейзажем и смеяться над портретом. Я вижу то, что вам тоже смогу показать и рассказать.
Как история появилась в вашей жизни?
— Все началось давно, когда я ходила в художку, и по итогу я очень полюбила историю, но совершенно разлюбила рисовать. Потом был истфак, где появилась глубина и полноценная теоретическая база. Помню экзамен, где мы должны были по картинке с репродукцией назвать автора и название картины. Потом работала в школе и оттуда ушла почти на 15 лет в продажи. Я считаю, что именно тут я отточила навыки правильной подачи материала, так как продажа - эта та же история, почему клиенту нужен этот или иной товар прямо сейчас и у меня.
И вот спустя два декрета, которые я проработала в СОУНБ, я поняла, что я все тот же продажник-садко, но только теперь я хочу доносить не материальные блага, а духовные (за материальную плату), так как я увидела потребность у людей в знаниях, желание самим понимать и трактовать искусство, видеть тенденции в современных реалиях. Наверное, так я пришла к мастер-классам и лекториям. Рядом были люди, которые меня поддержали на этом этапе, и я всегда буду им благодарна.
Предоставлено PROGORODSAMARA
У меня есть большой и важный вопрос: как объяснить человеку, зачем идти в музей? Что по этому поводу думаете вы?
— Зачем ходить в музей? История искусств стоит в основе всей нашей современной бьюти или модной индустрии, кинематографа и всего шоу-бизнеса. Такие имена как Дягилев, Малевич, Шанель, Диор, Дали, Пикассо, Матисс, Скипрарелли. Их знают все. А их достижения нет. А вы почитайте, посмотрите, послушайте, и почти в любой современной тенденции стоит переработанная идея одного из этих величайших людей. Или даже нескольких из них. Все современные идеи далеко не новы. Мода циклична, а искусство дает бесконечные возможности для вдохновения.
Дальше момент переключения. Придя в кино, театр, концерт, на выставку, волей не волей переключаешься со своего колеса хлопот, останавливаешь свои мысли, отвлекаешься от шумных соцсетей и замираешь. Ты открыт для нового, ты впитываешь информацию, и твой мозг радостно ее перерабатывает и дает тебе какие-то новые решения, с другого угла и другой точки зрения. Ты переключаешь себя на новое восприятие каких-то старых прописных истин, и щелк — идея, щелк— идея, щелк-щелк-щелк. И чем больше ты расширяешь свои горизонты, тем шире твой угол видения. Та самая пресловутая насмотренность и начитанность, да-да.
В музей нужно ходить, чтобы понимать искусство! Нужно понимать искусство, чтобы ходить в музей! Если вы идете куда-то, то или берите экскурсовода, или аудиогид, или почитайте накануне, на что вы идете. Или приходите ко мне, я часто провожу такие встречи с последующим посещением или какой-то выставки, или музея в целом.
Предоставлено PROGORODSAMARA
Что человеку дает погруженность в искусство?
— Я считаю, что даже современное искусство, при всей своей свободе выражения, гораздо интереснее, если понимать его истоки.
Нужно ли современному зрителю как-то готовиться к общению с искусством? Какие у него перспективы?
— Искусство сейчас очень плотно интегрируется в медиасферу. Виртуальные музеи сделали мировое искусство доступным во всех уголках мира, а цифровое искусство дает возможность более глубокого погружения. Сейчас есть примеры удачного сотрудничества искусственного интеллекта в реставрации и воссоздании давно утраченных шедевров. Факультетские картины Г. Климта, например. Сейчас прикладываются огромные усилия и огромные суммы, чтобы сделать искусство доступным для всех категорий населения, что говорит о понимании образовательной важности искусства.
Предоставлено PROGORODSAMARA
Что скажете о самарском искусстве?
— В Самаре сейчас активно развивается не только современное искусство, но сохраняется и восстанавливается историческое культурное наследие. Учитывая исторические несколько мещанские особенности Самары, ее культурно-этнографическое многообразие и ее особенную роль во время Великой Отечественной войны, сейчас в ней сосуществует целый исторический культурный слой, в котором до сих пор разбираются археологи, культурологи и куча других специалистов. Могу сказать, что это очень интересная история, которая происходит прямо сейчас, прямо на наших глазах идет формирование культурного облика Самары. И это прекрасно. Не упустите возможности стать ее частью.
На какую тему вы готовы говорить бесконечно?
— Люблю русский авангард, прям «безумною любовью». Это прекрасное, уникальное направление в искусстве, ставшее на несколько десятилетий не просто течением, а целой идеологией в новом советском государстве, породившее целые направления, школы, эмигрировавшее и пустившее корни во всех уголках мира, нашедшее свое отражение в балете, дизайне, фотографии, кино, моде, литературе и до сих пор оказывающее влияние на современное молодое и не очень поколение художников.
Предоставлено PROGORODSAMARA
Почему профессия «искусствовед» нужна? У вас наверняка это спрашивали, что вы отвечаете?
— Я не могу сказать, что какая-то профессия нужна или не нужна. Я считаю, что нужна не профессия, а специалисты в ней. От того, как мы донесем важность и нужность истории искусств, да и просто истории, зависит интерес к этой сфере. Я стараюсь рассказывать все-таки не про само искусство как жанр, а об истории искусства как о части нашей с вами истории жизни.
Предоставлено PROGORODSAMARA