Не успели жители Самары забыть про громкий скандал с рестораном «Sushkin sЫn», как Русская община нашла новую жертву. На этот раз в центре внимания оказались маленькие волшебные существа, которые расположились на улицах нашего города. Путаница возникла, как ни странно, из-за названий персонажей. Их прозвали «шишигами-летунами». Горожане, заинтересовавшись происхождением данных существ, перерыли весь интернет и нашли несколько легенд на двухсотой странице своего браузера. Сеть подсказала, что шишиги — это бесы. Больше всего людей возмутило одно из их воплощений — некрещенные младенцы, которых прокляли родители. Звучит действительно жутко, если остановиться на поверхностных «фактах» и не нырять в историю глубже. В принципе, как это и сделала Русская община.
Авторами сказочных героев выступили четыре человека, которые придумали сказку и арт-объекты в виде бронзовых фигурок: архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы, писатель Денис Либстер и иллюстратор Елена Загороднева. Персонажи, поселившиеся в историческом центре Самары, были взяты из сказки Либстера. Всего планируется установить 27 статуэток, но на данный момент успели сделать лишь 6. У каждого крылатого существа есть свое имя и история.
Похоть и наркотики: как маленькие человечки развращают самарцев
11 октября в Telegram-канале Русской общины вышел неожиданный пост. Активисты рассказали, что шишиги встречаются в славянском фольклоре и являются нечистью. В одном придании неизвестного автора шишиги — это погибшие некрещенные младенцы, души которых вынуждены скитаться по земле. В другом — души недавно умерших людей. К сожалению, ссылку на источники авторы данного послания не оставили, но зато попросили ряд влиятельных людей (Бастрыкина, Федорищева, Хинштейна и Матвеева) обратить внимание на «проблему», провести проверку и наказать виновных.
«У нас есть два типа культуры. Культура, которая ведет человека к развитию, и культура, которая ведет к деградации. Первая побуждает нас к добродетели, проявляет лучшие качества в людях: отзывчивость, помощь ближнему, доброту, смирение, кротость. Второй тип культуры пробуждает в нас блуд, похоть, употребление нарктоиков или алкоголя. Установка этих памятников относится ко второй культуре, потому что все мы знаем, что означают данные мифологические персонажи. Все они относятся именно к темной силе, бесовщине. Сегодня, в условиях непростых времен для нашей страны, мы, православные люди, считаем, что это нецелесобразно, потому что православные люди как никто другой помогают нашим воинам», — рассказывает представитель Русской общины Андрей Долгов.
Матвеев вмешался первым. В своем Telegram-канале он поддержал Русскую общину и отметил, что «выбирать в рамках "повышения туристической привлекательности" символом города нечисть и духов умерших детей мог только сатанист или идиот».
Стоило лишь прочитать сказку...
Редакция ProGorodSamara обратилась за комментарием к Дмитрию и Марии Храмовым. Они объяснили, что же вообще происходит, и заявили, что готовы защищаться. Для полноценного понимания ситуации необходимо обратиться к самому началу — к сказке, из которой взяты персонажи. Дело в том, что они никогда не были шишигами и являются полностью оригинальными героями под названием «шлетуны». Про существ из славянского фольклора в книге упоминалось только для того, чтобы разграничить персонажей и дать понять людям, что шлетуны и фольклорные бесы никак между собой не связаны.
«Еще до этих волнений у нас в сказке было обозначено, что эти волшебные человечки совершенно безобидны. Их задача — собирать лунный свет и творить добро. Они шаловливые и смешные, потому рыбаки часто слышали, как шлетуны играются в траве. Увидев малышей, люди проассоциировали их с воспоминаниями о неких существах, которые там будто бы были — шишигами. Мы специально изначально делили их», — рассказывает Дмитрий Храмов.
Иллюстрация к сказке Дениса Либстера
Более того, в сказке четко обозначен момент, когда человечки решили называть себя шлетунами. У каждого есть и свое имя, в котором обязательно присутствует буква «ш»: Шпилька, Шорх, Чашечка, Шеф и другие. Эта задумка не отсылает к тем самым шишигам, а наоборот, делает упор на их шабутной, милый и любопытный характер.
«Основная тема сказки — любопытство и добро. Это то, что движет миром и его развитием. Поэтому мы и наделяли героев этими двумя основными качествами. Нам удивительно слышать, что шлетунов принимают за жутких мифических существ», — делится архитектор.
Происхождение крыльев шлетунов, которые могли смутить общественность, в сказке тоже объясняют. На самом деле, изначально у них не было этого атрибута, потому сказочные герои обратились к кузницу, который и изготовил им крылья. То есть эта особенность, которая могла связывать шлетунов с мифами и легендами, была сделана собственноручно. Никакой мистики в них, к сожалению Русской общины, нет. Кроме того, этот атрибут является отсылкой к «крылатой» и «космической» Самаре.
Сама идея установить фигурки возникла у создателей не для того, чтобы опорочить наш город, а наоборот, привлечь внимание к знаковым и историческим местам. Гости Самары будут проходить некий квест, одновременно разыскивая шлетунов и знакомясь с городом поближе. Подобные статуи, кстати говоря, есть и в Калининграде. Только там проживают не оригинальные герои, а хомлины — домовые, которые как раз и являются мистическими существами. Но к ним до сей поры у общественности почему-то вопросов не возникло.
Заключение адвоката
Также редакция обратилась за комментарием к адвокату Дмитрию Федосееву, чтобы выяснить, может ли грозить ответственность за установку подобных фигур.
«Активисты полагают, что установка данных фигур в Самаре является прямым нарушением "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей", утвержденных Указом Президента РФ №809 от 09.11.2022г. В данном указе нет запрета на установку фигурок каких-либо "летающих человечков — "шишиг" в черте города или еще где-либо. Ни в одном религиозном источнике не сообщается о том, что данные "человечки" являются бесами или душами «некрещенных младенцев». Есть только домыслы "диванных комментаторов". Отсутствует по данному вопросу и комментарий от духовенства Православной Церкви. Полагаю, что данных "шишиг" можно сравнить исключительно со сказочными персонажами, такими как баба Яга, Кикимора болотная, домовой и т.д. Разве это не "нечисть"? Это тоже "нечисть", но почему скульптуры этих сказочных существ украшают парки и скверы? Возьмите реально мистическое воплощение дьявола — "Воланда". Так, наоборот, "Мастер и Маргарита" является обязательным предметом изучения на уроках литературы. Скульптуры Воланда установлены в разных местах, в том числе и в сквере на Земляном Валу. Удивляет поразительный комментарий от Матвеева – "Сатанисты" или идиоты. Вот уж точно, где публичное оскорбление. Считаю, что обвинения в адрес архитекторов необоснованны. Возможно, это травля на почве личных неприязненных отношений, а может и конфликт интересов. Из изложенного могу сделать вывод, что установка фигур не противоречит закону. Исходя из буквального толкования закона, все, что не запрещено — разрешено», — комментирует Федосеев.
Данная ситуация — замечательный пример того, как громкий скандал может возникнуть из-за нелепой путаницы. Однако, кто бы что ни говорил, шлетуны уже начали выполнять свою основную задачу — творить добрые дела.
«Эти человечки — самые добрые существа на свете. Они стали как раз той лакмусовой бумажкой для снятия напряжения у некоторых людей. Может, у кого-то инфарктов меньше стало из-за того, что они весь негатив вылили на наших шлетунов. Им стало легче, и слава Богу», — заключил Дмитрий Храмов.