Мэрия Самары выдала компании «Сигма-Строй» разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для двух участков на территории бывшего 4 ГПЗ. Соответствующее постановление за подписью главы города Елены Лапушкиной опубликовано на официальном сайте горадминистрации. Согласно документу, общая площадь участков составит чуть более 1 гектара (10 тысяч 412 кв. м.), максимальный процент застройки – 55%, дома собираются построить на углу Московского шоссе и улицы Луначарского (участок примыкает к ГСК-615). Предельная высота зданий – 130 метров. Башня станет самой высокой в городе.
По данным представителя застройщика, ЖК будет состоять из двух разновысотных секций: «высокой» (130-метровой) на 37 этажей и «низкой» (77-метровой) на 22 этажа. При этом в «высокой» секции под квартиры планируется выделить 33 этажа, в «низкой» – только 18. В каждой из секций по 3 этажа отведут под «коммерцию», и по одному - под «технические нужды».
Кроме жилья застройщик должен обеспечить жителей и парковочными местами – по 0,7 на каждую квартиру.
О других объектах сопутствующей социальной инфраструктуры ничего не сообщается. Напомним, в 2020 году городские власти выделили под многоэтажную застройку на территории бывшего завода почти 20 гектаров земли. Тогда сообщалось, что на юго-западной стороне участка в границах Луначарского/Московского шоссе/Мичурина планируется построить многоэтажные жилые дома с предельной высотой до 250 метров.
В апреле этого года мэрия Самары проводила публичные слушания по проекту многоэтажной застройки на территории 4 ГПЗ. Речь идет об участке, примыкающем к территории ООО «Сигма-Строй», заявку подавало ООО «Мичурина 27». Согласно информации на сайте горадминистрации, тогда от граждан поступило 19 отрицательных отзывов (и только 5 положительных). Приведем несколько аргументов противников застройки:
Минаев Е.Ю. | Предложенный проект фактически - точечная уплотнительная застройка, что отрицательно влияет на будущее обеспечение территории всей необходимой социальной инфраструктурой. |
Третьяков М.А. | Городу нужны новые больницы, парки, детские сады, школы, общественные пространства. Даже до коронавируса больницы были переполнены, люди в коридорах лежали. Сейчас весь город застраивается либо высотками, либо торговыми центрами. Вылечиться, погулять, поучить детей/себя негде! |
Давыденко В.В. | Точечная высотная застройка на таком участке недопустима. Считаю, что застройку 4 ГПЗ можно проводить только квартально на всей территории бывшего предприятия и высотностью не более 20 этажей, с заложенным в план строительством социальных объектов. |
Чернова П.С. | ЖК создаст огромную нагрузку на транспортную, социальную и рекреационную инфраструктуру района. Следует предусмотреть пропорциональную его нагрузке инфраструктуру и реализовать ее ДО строительства ЖК, как вариант - за счет застройщика. Либо необходимо снизить высотность ЖК до уровня, который не вызовет серьезной нагрузки - до 5-9 этажей. |
Корчагина Ю.А. | Против каких-либо новых строек в городе, до того момента как будут восстановлены все дороги, в том числе во дворах города, будет решен вопрос с заторами на дорогах, будут построены необходимые транспортные развязки, все жители, которым это необходимо, будут обеспечены детскими садами и школами. |
Очевидно, что мнения жителей по поводу застройки «Сигма-Строй» могут оказаться аналогичными.
Новый ЖК может создать огромную дополнительную нагрузку на транспортную, коммунальную, социальную и рекреационную инфраструктуры района.
«Человейники» (как иронично называют жители подобные высотки) просто добивают Самару в переносном смысле, констатируют урбанисты. Ввод в эксплуатацию каждого «человейника» превращается в гуманитарное ЧП районного масштаба – башни в большинстве случаев запускаются без школ, детсадов, больниц. Жители «человейников» и соседних домов сталкиваются с целым морем социальных, жилищных, коммунальных, транспортных, досуговых, торговых, психологических и прочих бытовых проблем.
«Проблема социальных учреждений – гораздо острее. И поликлиники, и школы и детские сады катастрофически перегружены. Застройщик должен взять на себя хотя бы часть расходов на их строительство. Почему городская администрация не реализует эту возможность, имея на руках все карты, боюсь, как бы не прошлось впоследствии разбираться правоохранительным органам», - констатирует председатель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов.
По его словам, что «4-й ГПЗ – вполне подходящая площадка для высотного строительства. Исторических зданий там буквально раз-два, а в остальном – это бывшая промзона, которая тоже не может бесконечно существовать в виде пустыря».
«Странная ситуация, мы строим неизвестно-где в полях микрорайоны, а в центре города у нас такая неиспользуемая дыра», - удивляется эксперт.
Ишмуратов также обращает внимание, что «норматив парковочных мест – абсолютно коррупциогенная история».
«В плотной городской невозможно, чтобы на каждую квартиру было по парко-месту. Нигде в мире это не удалось сделать. Для чего ввели норму? Очень выгодно иметь коррупционную ренту на исключениях. Если ты «свой», занёс денег, тебе разрешат строить меньше. Не занёс, тогда не будешь строить вообще из-за невыполнимых норм», - негодует специалист.
Отметим, что именно из-за неразумной градостроительной политики Самару неоднократно признавали одним из самых худших миллионников России.
Например, в последний раз, в декабре 2021 года это сделал ВЭБ. По многим критериям ранжирования Самара сегодня значительно отстает от среднероссийского мегаполиса. В частности, по жилью, экологии, безопасности, доверию в обществе. В Самаре катастрофически мало нормального нового жилья - естественно, люди уезжают из такого малокомфортного для жизни города. Неэффективная градостроительная политика властей является одной из главных факторов сползания города в демографическую яму. Статистика фиксирует не только высокую естественную убыль, но и миграционный отток. Численность населения Самары падает – по прогнозам, она уже через 5-6 лет рискует потерять статус миллионника.
Самарская эксперт рынка недвижимости Мария Иванова считает, что нужно не сгущать краски, а трезво посмотреть на ситуацию.
«Угол Московского шоссе и Луначарского являются символическим въездом в административную часть города. Поэтому, в этой локации сформировался серьёзный дефицит жилья, в то время как коммерческих крупноформатных объектов в избытке. В этом месте преобладает дневное население, которое приезжает работать, но оно убывает вечером. В таких местах необходимо строить жилье, чтобы эта часть города развивалась, а не пустела с наступлением темноты. Эта территория - одна из самых перспективных для развития города, которая должна сшить городскую ткань между спальными и центральными районами. Качественное жильё, не просто удовлетворяющее потребности человека, а формирующее эти потребности будет востребовано всегда. Вопрос цены и качества», - отмечает Иванова.
Отметим, новый «человейник», если его построят с указанными «предельными параметрами», станет самым высоким зданием в Самаре.
На сегодняшний день рейтинг самарских высоток выглядит следующим образом.
Данные: открытые источники. Рисунок: «Прогород Самара»
Высота башни на «Вилоновской» будет превышена сразу на 8 метров.
Фото: Яна Лаушкина
Пафосная «Ладья», где обосновалась самарская богема, уже давно не лидер по высоте.
Фото: Екатерина Ряполова
ЖД-вокзал потерял высотное лидерство еще в начале нулевых.