Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции города Нижний Новгород вынес вердикт по скандальному делу о строительстве крематория в Самарской области. Судьи признали законным решение администрации поселения Хорошенькое Красноярского района о выделении земель под возведение ритуального объекта рядом с селом Кривое Озеро. Действия чиновников оспаривала прокуратура Самарской области.
Силовики с прошлого года пытаются признать незаконным нормативно-правовой акт «О создании мест погребения», который приняло собрание представителей указанного поселения. В декабре прошлого года Самарский областной суд отказал надзорному ведомству по этому вопросу. Прокуроры решили продолжить судебные разбирательства в нижегородской апелляции.
Напомним, в ноябре 2020 года на собрании представителей поселения Хорошенькое, куда входит Кривое Озеро, приняли решение о строительстве крематория с двумя печами и кладбищем площадью 40 гектаров.
Ритуальный объект предназначается для будущего погребения и кремации скончавшихся жителей Самары – в областном центре, по прогнозам ряда экспертов, уже через несколько лет просто негде будет хоронить.
Новость о появлении крематория спровоцировала резкое недовольство сельчан, заявивших о нелегитимности предшествовавших общественных слушаний и экологических проблемах, которые может повлечь появление крематория. Жители пожаловались, что под застройку выделили 50 га пахотной, плодородной земли, где они «сажают подсолнечник, пасут стадо и косят сено». А каждую весну на этой земле происходят разливы. «Где хоронить вы собираетесь? Неужели в болоте?» - возмущаются сельчане.
На их жалобы отреагировала местная прокуратура. Силовики провели проверку и выявили, как минимум, 4 вида нарушений:
- в нарушение закона решение о выборе земельного участка для места погребения «производилось без учета гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, СанПиН и предельно допустимых экологических нагрузок на природу;
- администрация поселения на момент принятия решения не получила положительное заключение экологической и санитарно-гигиенической экспертизы;
- публичные слушания прошли с нарушением - оповещение о них не размещалось в местах массового скопления граждан;
- также выяснилось, что на расстоянии 1,86 километра от планируемого места размещения крематория расположена артезианская скважина, обеспечивающая село Кривое Озеро хозяйственно-питьевым водоснабжением. Это нарушает санитарные нормы и правила расположения мест погребения. При этом для самого водозабора не была установлена зона санитарной охраны, отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
С учетом всех перечисленных фактов прокуратура Красноярского района опротестовала решение собрания представителей поселения и внесла представления об устранении нарушений главе Хорошенького.
Несмотря на все претензии, в августе 2021 года депутаты сельского поселения Хорошенькое отклонили протест прокуратуры. А в декабре того же года прокуроры получили отказ в областном суде.
Фото: Илона Колмыкова
По словам самарского адвоката Максима Смородинова, резонансное дело в ближайшее время, возможно, снова вернется в Самару.
«Прокуратура вправе обжаловать принятые не в ее пользу судебные акты в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Данный суд расположен уже в Самаре. Судебное постановление Шестого кассационного суда по этому делу будет фактически окончательным. Конечно, у недовольной стороны будет право обратиться еще и в Верховный Суд России, но, как правило, он не принимает к рассмотрению в судебном заседании поданные кассационные жалобы», - отмечает Смородинов.
Фото: Илона Колмыкова
Общественность с возмущением отреагировала на первую неудачу в самарском облсуде представляющей интересы жителей прокуратуры. Многие комментаторы предположили, что поражение ведомства (с учетом всех выявленных явных нарушений) следует рассматривать под призмой политической повестки. Мол, это власти на суд якобы «надавили» под предлогом того, что в Самаре скоро негде будет хоронить, городу «кровь из носу» нужен крематорий, а интересами сельчан «можно просто пренебречь». Очевидно, что после нового поражения красноярских прокуроров, теперь уже в Нижнем Новгороде, число сторонников «теории заговора» только увеличится.
Частично с такой позицией соглашается самарский главред новостного сообщества Елена Ривлина.
«Тема крематория очень неоднозначная. И, думаю, поэтому, его до сих пор в Самаре нет, - считает Ривлина. - Тут и интересы бизнеса, и реальные страхи местных жителей - соседей возможного крематория. Действительно, кому интересно смотреть в окно на работающую трубу. И, что тоже не стоит сбрасывать со счетов, потребности граждан - хоронить-то действительно скоро будет негде. Как совместить все эти интересы? Думаю, в итоге, никак. Кто-то окажется ущемлен. И что-то мне подсказывает — это местные жители. Единственное, что я считаю в данной ситуации не играет роли — это политическая повестка».
На возможное отсутствие политики в вердикте нижегородских судей указывает и адвокат Максим Смородинов.
«Полный текст судебного акта в настоящее время еще отсутствует. Поэтому до изготовления мотивированного решения невозможно сказать, какими соображениями руководствовался суд, отказывая в удовлетворении требований прокуратуры, и носили ли эти мотивы правовой или же больше политический характер. Однако надо учесть. что данный суд расположен в Нижнем Новгороде и уже поэтому его наша местная политическая повестка дня не интересует».
Фото: Семен Ракшин
Напомним, в 2018 году власти попытались построить крематорий рядом с поселком Рубежный. Однако из-за протестов местных жителей отказались от этой идеи. В конце того же года в мэрии свернули работы и по организации вне границ областного центра нового кладбища «Самарское». Процесс остановился из-за недостатка финансирования и проблем с оформлением земельного участка.
По оценкам экспертов, через 10 лет в Самаре не останется мест для захоронения. Сейчас на многих погостах допускаются только родственные захоронения. Самару спасет только новый крематорий, считают специалисты.