Музыка — настоящее лекарство от переживаний, душевной и физической боли. Она способна излечить человека, поднять настроение и даже подсказать верный путь. Влада Минаева — одна из жительниц Самары, которая создает эту музыку. Девушка завораживающе играет на скрипке с самого детства. Эксклюзивно для редакции ProGorodSamara Влада рассказала о своем творческом пути и почему выбрала именно эту профессию.
Влада Минаева / Фото предоставлено ProGorodSamara
Влада, почему вы связали свою жизнь с музыкой?
— На самом деле это произошло довольно просто: моего брата отдали в музыкальную школу, я тоже захотела. Было забавно, когда я выбирала инструмент: «Ну, у нас дома не так много места, фортепиано не поместится. Поэтому скрипка». Мне было пять лет. Дальше занятия, концерты, конкурсы и так год за годом по кругу. Это интересно, хоть порой и очень сложно.
Знаю, что вы играете в оркестре. Как удалось стать частью коллектива?
— Да, я играла и играю в разных оркестрах уже больше 10 лет, начиная со школьного. Если брать не ученические составы, то все просто: один позвал одного, другой другого. Кому нравится, тот остается, так и набираются коллективы, чаще всего.
Расскажите, сложно ли учиться на творческую профессию в университете?
— Сначала я училась в СГИКе, там очень интересно учиться, особенно я любила оркестр, но я уже не успевала совмещать все работы и учебу, так что перевелась в СГСПУ на заочное. Обучение там я воспринимаю как смену в лагере для взрослых, мы три недели ходим вместе на занятия, слушаем великолепных педагогов, поем в хоре, готовим произведения и встречаемся снова через полгода
На какой скрипке вы играете? Чем примечателен этот инструмент?
— Честно говоря, я не знаю, что это за скрипка, так как на ней нет никаких опознавательных знаков, обычно внутри инструмента находится наклейка с информацией, но в моей пусто, а паспорт на скрипку остался у прежней владелицы. И хоть сейчас есть возможность его забрать, так как женщина, продавшая мне инструмент работает в нашей филармонии, в этом нет особого смысла, потому что лучше или хуже от этого звучание не станет. Сейчас я коплю на новую скрипку.
Фото предоставлено ProGorodSamara
Какие композиции вы исполняете?
— Я играю самую разную музыку, от Баха и Моцарта до современных композиций, импровизации и детских песенок, так как еще руковожу ансамблем скрипачей младших классов. В общем, охватываю максимум из музыкального репертуара. Да и за столько лет накопилось немало произведений.
Отличаются чем-либо скрипачи от других музыкантов в каком-либо смысле? Какие полезные для жизни навыки развивает игра на скрипке?
— Конечно, все музыканты немного отличаются друг от друга. Обычно у скрипачей лучше развиты слух, способность подбирать мелодии и навык ансамблевой игры, так как эти практики начинаются с глубокого детства. Ещё среди скрипачей минимальное количество самоучек и большее количество профессионалов, ведь учиться приходится очень долго, многие бросают до того, как успели овладеть инструментом.
Игра на скрипке отлично развивает мелкую моторику и многозадачность. Руки выполняют абсолютно разные функции, нужно каждое мгновение слушать, что получается, помнить текст, думать о музыкальной фразе: где добавить вибрации, где акцент, какие ноты выделить, а какие спрятать и так далее. Мы с коллегами иногда после занятий шутим, что «мозг болит». Это значит, что позанимался хорошо. Также игра на скрипке развивает усердность, трудолюбие, терпеливость и умение начинать снова каждый раз, когда кажется, что больше ничего не получится.
Сколько часов в день, в неделю вы занимаетесь на скрипке, чтобы поддерживать себя в хорошей музыкальной форме?
— Когда я училась в музыкальном училище и институте, приходилось очень много играть. четыре часа самостоятельных занятий в день — «золотой стандарт». Кончено, не всегда удавалось его соблюдать. Например, если в один день был оркестр и специальность, дома уже играть не будешь, дабы руки не отвалились. Ну или если просто устал и не хочешь. Но со старших курсов училища я перестала пропускать занятия из-за лени, так как пошла программа такой сложности и такого объема, что она не выучится сама по себе. Сейчас я занимаюсь намного реже, но выступаю чаще. Регулярные репетиции и домашние занятия пару раз в неделю позволяют мне чувствовать себя комфортно.
Есть ли у вас собственные композиции? Если нет, то планируете ли?
— Нет, я не пишу свою музыку. Точнее периодически пытаюсь, но мне чаще не нравится. Я не особо дружу со стихами и во мне нет острой потребности кому-то что-то сказать или излить свои чувства таким образом. Думаю заняться электронной музыкой, есть ощущение, что в этом у меня будет больше успехов.
Какие перспективы есть у тех, кто владеет игрой на скрипке? Сколько вообще можно зарабатывать?
— Ну, а теперь рубрика «поговорим о грустном». Если ты один из немногих виртуозов, «новый Паганини» или просто один из лучших среди коллег, есть шансы отправится в «большой мир» и жить очень даже хорошо. Но если ты «крепкий среднячок», коих большинство, вот, с чем придется встретиться: оклад в музыкальной школе за ставку ниже МРОТа, в филармонии чуть больше + и там, и там премии, но это все равно очень низкая зарплата. Поэтому большинство работает на нескольких работах. Спасают частные занятия и концерты, но в несезон бывают просадки.
А какая музыка вам нравится? Что вы слушаете?
— Я очень люблю слушать музыку, она у меня играет практически всегда, но когда меня спрашивают, что конкретно я люблю слушать, я впадаю в ступор. У меня, как у настоящего меломана, в плей-листе намешано все: конечно, очень много классики, поп, соул, джаз, техно, инди, рэп, рок, народная музыка… можно очень долго перечислять. Я постоянно ищу что-то новое для себя, в моем плей-листе тысячи разных композиций. Единственное, я не очень люблю тяжелый рок и занудный рэп и совсем не переношу песни типа «ты пчела, я пчеловод» и «по барам».
Правда, что музыка лечит?
— Музыка и лечит, и калечит, хаха. Но об этом позже. Конечно, музыка обладает невероятной силой. Когда ты играешь, можно на несколько часов отключиться от всего, что происходит в мире и просто наслаждаться звуками, которые рождаются из под пальцев. Когда слушаешь, можно испытать весь спектр эмоций и найти именно то, что тебе нужно сейчас. Меня всегда пробивает на слезы от флейты в па-де-де из Щелкунчика Чайковского и песни Yebba — My Mind. Я с огромной радостью встаю по утрам под John Denver — Take me home, country road или R.A.SVET — Просыпайся, любимая. Ну и, конечно, все конечности рвутся танцевать под A-ha — Take on me. В общем, в музыке, как минимум, каждый может найти себя, а дальше возможности безграничны.
Фото предоставлено ProGorodSamara
Есть ли у скрипачей профессиональные болезни?
— К сожалению, да. У очень большого количества скрипачей остеохондроз, левое плечо выше правого, мышечные зажимы, у некоторых левое ухо со временем начинает хуже слышать. Есть ещё у музыкантов такая проблема, как переигрывание рук — это когда ты много занимаешься, мало отдыхаешь, и руки говорят: «До свидания». Я, к сожалению, сама с таким сталкивалась дважды. Явление не из приятных: сильные боли, невозможность поднять даже стакан с водой, длительное восстановление. В первый раз я не играла восемь месяцев, после второго решила, что настолько регулярные и интенсивные занятия придется вычеркнуть из своей жизни. Теперь у меня всегда заведен будильник во время занятий: час играю, 20-30 минут отдыхаю.
Кем видите себя в будущем?
— Хороший вопрос, ведь я до сих пор иногда задумываюсь, кем стану, когда вырасту. Не знаю, но перспектива остаться учителем и артистом меня не пугает — это интересная, приятная работа. Когда мне подворачивается возможность попробовать что-то новое, я пробую. И если работа будет связана не с музыкой, то все равно в ней будут нотки творчества, ведь я уже не воспринимаю другие, «обычные» сферы деятельности.