Жуткое происшествие произошло вчера, 18 января, в половине девятого утра (по местному времени) на 1068-м километре трассы Самара – Шымкент. Битком набитый автобус марки Setra, следовавший из Казахстана в Россию, загорелся во время движения. Это был не регулярный рейс. Из 57 человек выжить удалось только пятерым, трое из них – водители из Казахстана. Причем у них легкие травмы - обожжены лишь кисти рук, от госпитализации выжившие отказались. Остальные 52 пассажира сгорели заживо. Все они были гражданами Узбекистана и направлялись в Казань на заработки.
По предварительным данным, причиной пожара стало короткое замыкание. По словам представителя департамента чрезвычайных ситуаций Актюбинской области Виталия Синева, в момент возгорания автобус остановился, все водители выбежали из салона, пассажиры тоже бросились к выходу, однако боковая дверь оказалась заблокированной. Предположительно, автобус мог сгореть так быстро из-за того, что в салоне находились канистры с топливом — чтобы не тратить время и деньги на бензозаправке.
Однако московский независимый технический эксперт Юрий Антипов придерживается другого мнения. Как пояснил Антипов на Радио «КП», при замыкании электропроводки не происходит мгновенного распространения пламени по всей машине. Учитывая, что автобус дизельный, дизельное топливо горит достаточно вяло в отличие от бензина. Это не может являться истинной причиной катастрофы.
- По фото видно, что дело не в топливе, так как огонь пошел не с моторного отсека и не со стороны бака. Даже если бы это было так, то передняя часть автобуса была бы свободна от пламени, и люди, по крайней мере, часть из них, успешно бы выбрались. Для меня очевидно, что огонь пошел в автобусе снизу, - комментирует Антипов на Радио «КП». - Передняя правая дверь автобуса открыта, и в этой двери сохранилось стекло. Тем не менее, нижняя часть двери - металл - очень сильно покорежился. Это говорит о том, что, скорее всего, возгорание произошло где-то в багажном отсеке. Скорее всего, часть вещей из-за перегруза была сложена еще и в проходе возле выхода. Люди просто не смогли через этот проход выбраться. Тем более в салоне была сильная паника. Стекло каленое, его разбить не так просто. Оно разбивается специальным молотком, который должен был находиться в салоне. Но его могло и не оказаться на момент трагедии.
К слову, техосмотр автобуса не проводился с 2015 года. Автобус принадлежал гражданину Казахстана Ордухану Мехтиеву, и разрешения на регулярную или разовую перевозку пассажиров у него не было. Сама Setra была выпущена в 1989 году. Пресс-секретарь актюбинского областного департамента полиции Ерболат Саркулов сказал «Медузе», что по факту гибели людей заведено уголовное дело по статье о нарушении правил ПДД, повлекшем смерть людей. Статья предусматривает до десяти лет тюрьмы.