Корреспонденты встретились с гендиректором «Самараэкотранс» Сергеем Приваловым, который рассказал о тех задачах, которые монорельс может решить в нашем городе. Авторы проекта обещают сделать монорельсовый транспорт удобным и бесшумным. Мы узнали, как все начиналось 20 лет назад.
Когда появилась идея строительства монорельса?
Ровно 20 лет назад Олег Николаевич Сысуев создал акционерное общество «Самараэкотранс». Мы энтузиасты, включая заслуженных строителей, таких как Игорь Олейник, Виктор Чертоляс приняли участие в создании этого предприятия. Мы занялись проектированием монорельсового транспорта. Были выделены средства, по тем временам (1995 год) – 1 млрд. рублей. Это были достаточно большие деньги. Начали работу. Но Олега Сысуева забрали работать в Москву вице-премьером. Все последующие Главы города Самара – Лиманский, Тархов, Азаров – не хотели работать над решением транспортной проблемы в городе и не хотели даже обсуждать этот вопрос, несмотря на наши обращения.
За этот период лично мной создана кафедра «Муниципальный пассажирский транспорт» в Самарском институте инженеров железнодорожного транспорта. Впоследствии наличие этой кафедры позволило ВУЗу быстрее стать Самарским государственным университетом путей сообщения.. В течение 12 лет я был заведующим этой кафедры. Но вот уже 2 года как я больше не работаю там. Теперь я в качестве профессора преподаю в ИУТАР на кафедре «Организации перевозок и технического сервиса». В настоящее время кафедра «МПТ» в СамГУПСе ликвидирована.
Для справки: На 2016 год для предпроектных работ будет выделено из бюджета города 5 млн рублей. Из своих средств «Самараэкотранс» за все время потратил на эти цели около 30-50 млн рублей.
Что входит в предпроектные работы?
Все чертежи и расчеты, которые были необходимы для обоснования необходимости решения о создании монорельсового (внеуличного) транспорта, построен действующий макет монорельсового транспорта, разработаны строительные нормы и правила проектирования и строительства монорельсового транспорта в городе Самаре. На начальном этапе мы потратили свои средства, но надеемся, что нам их компенсируют в будущем. Дума приняла решение выделить из городского бюджета 5 млн рублей, но не нам. Выделили на предпроектные разработки. Будет тендер, кто его выиграет – неизвестно.
Что представляет собой макет?
Движение подвижного состава (вагончика) обеспечивается двумя четырехколесными тележками, за которые он подвешен, как это видно на представленном макете. Это своего рода – перевернутый трамвай, тележки которого оборудованы пневмошинами, что позволяет значительно снизить шум. Снег и гололед такому транспорту не страшен, в отличие от московского монорельса, где состав ходит сверху путевой структуры. Там есть проблемы с эксплуатацией. У нас таких проблем не будет. Он находится на такой высоте, что ее достаточно, чтобы транспорт внизу ходил свободно.
Какова высота в реальном масштабе?
Высота – не менее 4,5 метров, как положено по СНиПам. Мы кое-где закладываем высоту 6 метров, это касается магистралей, чтобы крупногабаритный транспорт мог пересекать. Это обычные требования.
Может быть, вы слышали, что в Москве от монорельса хотят отказаться, чтобы преобразовать в трамвай?
Боже сохрани, такого я никогда не слышал. Как это можно монорельс преобразовать в трамвай? Все равно, что крокодила преобразовать во льва. Вы себе можете это представить?
Нет.
Составы для монорельса делаются в России или нужен заказ из заграницы?
Ничего не нужно из-за границы. Все делается у нас в стране. У нас есть договор на сотрудничество по изготовлению подвижного состава с заводом «Уралтрансмаш», который поставляет нам трамваи «Спектр», если вы видели их на 20-м маршруте. Они же готовы проектировать и изготавливать подвижной состав для монорельса. По конструкции он аналогичен трамваю, только колеса у него сверху.
Дополнительно нужно будет строить остановочные пункты. Какими они будут?
Остановочные пункты необходимо построить на каждой остановке монорельсового транспорта. Посадка и высадка пассажиров осуществляется аналогично метрополитену. Естественно, согласно строительным нормам и правилам, если высота превышает 7 метров, нужно строить эскалаторы.
Фото: Монорельс в Москве имеет 6 остановочных пунктов.
Многие жалуются на московский монорельс. Мало места внутри.
В Москве мы принимали участие в создании монорельсового транспорта, поэтому нам известны все их проблемы. Мы разработали строительные нормы и правила, которые необходимы при проектировании монорельсового транспорта в Москве. Они приняли эти нормы, но при проектировании выбрали ошибочный вариант – расположили подвижной состав сверху на путях, а не под ними, что неприемлемо для средней полосы России. Мало того, взяли прогулочный вариант, где максимальная скорость 20-25 км/ч. В результате они построили никому не нужный транспорт. Только для туристических и прогулочных поездок, больше ни для чего он не годится.
Фото: Монорельс в Москве. Остановка ВДНХ.
Чем наш монорельс будет отличаться от него?
Это единственный вид транспорта, который позволит добраться от Южного города до Крутых ключей менее, чем за час. Он должен стать таким «хребтом», от которого будет отходить другой транспорт. То есть будут пересадочные пункты в пересечении с метро, с троллейбусами, с трамваями, с электричкой. Он станет основой, с которой по-другому заработает остальной транспорт. Он будет полезен для города, а потом и для области. Монорельс - не конкурент для другого транспорта, а стимул.
Где он будет проходить?
Вы же слышали про магистраль «Центральную»? Ее не могут проложить очень давно, потому что там сплошные гаражи, может быть и незаконные. Но это собственность людей. Мы пройдем прямо над гаражами. Попытки создать новые наземные маршруты - это бесполезно, везде пробки. Верный способ провести пути над землей, как это делается во всем мире. Метро – тоже хорошо, но это в 10 раз дороже, чем монорельсовая дорога. Мы предлагаем маршрут от Ж/Д вокзала по проспекту Карла Маркса до Центрального автовокзала, и дальше по Московскому шоссе мимо будущего стадиона и до ТЦ ИКЕА, это 20,6 км с 19 остановками. Время в пути составляет 26 минут при максимальной скорости 80 км в час, интервал движения 2 минуты. Хотим сохранить большую вместимость – 140 пассажиров в вагоне при нормальной загрузке. Есть такой очень важный момент: каждая остановка это торговый центр или комплекс предприятий бытового обслуживания. Привлечение бизнесменов приведет к удешевлению строительства. Он будет строить торговый центр и дополнительно остановочный пункт. Это называется государственно-частное партнерство.