Кайо Вилела — фотограф, родом из Бразилии. В преддверии начала Кубка Конфедераций (далее КК), а потом и мундиаля, он покинул солнечный Сан-Паулу и отправился в холодную Россию. И вот уже второй год путешествует по нашей стране и выискивает самых экспрессивных и эмоциональных уличных футболистов.
Каков ваш маршрут?
- В прошлом году, когда вся Россия готовилась к КК, я посетил Калининград, Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург. То есть почти все города, принимающие КК. Теперь мой маршрут по остальным городам, где уже пройдёт ЧМ-2018, то есть это Нижний Новгород, Саранск, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону.
Почему вы фотографируете именно уличных футболистов?
- Это моя главная цель и задача. Я фотографирую простых людей на улицах. Я не хожу по стадионам и небольшим футбольным площадкам принципиально. Для меня важна эмоция игры в обрамлении реальных декораций жизни, где видны мелкие детали, нестыковки объекта и окружения. Например, когда я снимал в Африке, дети играли посреди выезженной пустыни, их мяч — свёрток сухой травы, на ногах остатки автомобильных покрышек, а на лице безудержное счастье. Это и есть настоящий футбол, как по мне.
Что интересного вы видели в Самаре? Какие места посещали?
- Да много интересного. Впечатлила, конечно, огромная космическая ракета в центре города. Невероятный контраст между старым и новым. Мы шли по улице, и я увидел взмывающую ввысь стеклянную башню, а рядом 2-х этажные здания. Набережная ваша — это русский эквивалент копакабаны, очень масштабно и цивильно. Нигде пока за год путешествия такого не видел.
Каким вы увидели самарский уличный спорт?
- Приехав в Самару, я ощутил совсем иные вибрации, чем в других городах. Первым делом меня, как рассказали мои спутники — это традиция, отвели на набережную. И она очень огромная для города без моря. И я увидел, что у вас (прим. самарцев) настоящий культ набережной. Погода так себе, а на пляже сотни людей и им нипочём тучи. Загорают, катаются и играют в футбол.
А где фотографировали?
- Фотографировал сначала во дворах многоэтажек. Там свет так себе, и мы пошли на пляж, там я нашёл настоящий футбольный матч между детскими командами. И это были неподдельные эмоции, дети 6-8 лет бились, как львы, стелились в подкатах, били через себя — настоящий экшн. Дальше была пешеходная улица (прим. Ленинградская), там, конечно, совсем другой контраст. В арке брат с сестрой играли сдутым мячом, и им этого хватало. Вот то, что я люблю снимать.
Как думаете, Самара готова к ЧМ-2018?
- Думаю, у вашего города и его начальства уже достаточно ресурсов для принятия туристов в следующем году, исключая стадион, конечно. Но это всё вне города как такового, а в центре достаточно чисто и цивильно. Есть на что посмотреть в перерывах между походами на матчи, и всё довольно ярко. Работать, естественно, есть над чем всегда, но для успеха есть все предпосылки.
Что будет дальше с фотографиями из путешествия по России и Самары в частности?
- Надеюсь, если я найду спонсора, то соберу и издам книгу, где будут напечатаны все лучшие фотографии с путешествия. Я уже издал одну книгу по мотивам моих путешествий по Африке. То же хочу сделать и с этими фото. Пока же рассчитываю на выставку, которую организую в 2018 году. Как известно, всё упирается в спонсора.
Что бы вы посоветовали самарским властям и жителям для того, чтобы обеспечить достаточный комфорт будущим туристам?
- Я бы посоветовал самарцам учить английский язык. Одного года вполне достаточно для того, чтобы овладеть базовым курсом для общения с иностранцами. Ведь, понимаете, в чём дело — русские настолько гостеприимны и отзывчивы, что я был в шоке. Они на вопросы: «Как пройти куда-то?» или «Где находится что-либо?», даже не зная языка, сразу бросались на помощь. Представьте себе чопорную Норвегию, где каждый второй житель разговаривает минимум на 2-х языках, а, видя иностранца, просто говорит: «Отстань, у меня дела», и уходит. Если русские будут ещё и знать английский — то барьеров вообще не будет, и вы станете самой гостеприимной страной в мире.
Случались ли с вами нестандартные ситуации во время путешествия?
– Нет, все путешествия по вашей стране проходили максимально спокойно. Даже когда мне пришлось ехать в плацкарте, там оказались довольно дружелюбные люди. В целом я чувствовал себя в безопасности, в том числе и в Самаре.
Отлично, а как вы относитесь к большому футболу?
- Я не люблю большой футбол. Мне кажется, там давно уже все эмоции уничтожили деньги. Если футбол сборных я могу смотреть, то вот клубный футбол — это чистый бизнес. За деньги играют даже маленькие и самые маленькие клубы. Особенно — европейский футбол.
А как же бразильский футбол?
- Знаете, в Бразилии, возможно, одна из самых сильных дифференциаций общества. Когда богатые районы — очень богатые, а бедные районы — на столько бедные, что прям ужас. И футбол в Бразилии — это главный социальный лифт для бедняков. Простой парнишка из фавел может купить себе дешёвую форму, бутсы и мяч и пойти заниматься в секцию — а дальше это только его собственные старания. Таких примеров массы. Плюс детям в бедных районах ещё и больше заняться нечем. Поэтому идёшь на поле, на пляж или на любое место, где можно играть, и катаешь мяч круглые сутки.
Но, как у истинного бразильца, у вас должны быть футбольная команда, что это за команда?
- Конечно, при всей моей нелюбви к большому футболу моей любимой командой была и остаётся «Коринтианс». Одна из двух команд из города Сан-Паулу. Из европейских — симпатизирую Барселоне — клуб богатый, но играет с душой, это точно.
Почему сборная России играет так плохо?
- Я не считаю, что сборная России играет плохо. Мне кажется, она достаточно хороша, как и бразильская, испанская и многие другие. Но тут есть один момент, я думаю, что прошло время индивидуального мастерства футболистов, когда один футболист мог решить исход матча. Всем мировым командам нужно брать пример со сборной Германии и Чили — это сборные команды, где они серьёзно относятся именно к общей цели и работают сообща, где каждый человек звезда по отдельности, но в команде он часть механизма. Сейчас эра немецкого футбола.
Как вам самарские девушки?
- Русские девушки красивые — это сто процентов. Конечно, не красивее бразильских, но это совсем другая история. Меня очень удивила их открытость и бесконечная улыбчивость. Это как раз роднит их с южноамериканками.