Сегодня, 15 апреля, в Госдуме РФ в первом чтении были приняты поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Напомним, задачу уточнить общие принципы организации МСУ для развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах поставил президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию. Тогда глава государства поручил Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, губернаторам, сенаторам, правительству обеспечить эту работу законодательно в 2014 году.
Предложения поступили в парламент в минувшую пятницу, а вчера, накануне заседания в Госдуме состоялись парламентские слушания - обсуждение всех «за» и «против» с участием депутатов, экспертов, представителей общественности, регионов, городов.
По мнению участника слушаний Главы Самары Дмитрия Азарова (является председателем Ассоциации городов Поволжья, заместителем председателя общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления», входит в состав рабочей группы по разработке предложений ВСМС), для определения способа формирования органов МСУ важно учитывать три фактора:
первый – переходный период при реализации;
второй – четкое определение полномочий и источников их финансирования;
и третий, пожалуй, самый важный – порядок учета мнения граждан при выборе модели.
«На мой взгляд, важным результатом работы группы Всероссийского совета местного самоуправления является то, что предложения, которые она внесла в Госдуму РФ, не содержат мер, направленных на уничтожение и запрет действующих правовых норм в сфере регулирования деятельности местного самоуправления. Нам удалось отстоять подходы, направленные не на сворачивание, а на развитие системы МСУ, - отметил Дмитрий Азаров. - И это несмотря на скептическое отношение к МСУ не только большого количества госчиновников, но и известного разочарования существующей системой местного самоуправления жителей страны. Еще раз подчеркну: предложения состоят не в запрете и жестких указаниях, а в расширении возможности формирования органов местного самоуправления. Это принципиально важно. К сожалению, при корректировке законодательства мы часто действуем иначе, следуем принципу «до основания, а затем…», отменяя действующие нормы и сформированный опыт. Я думаю, надо избавляться от такой привычки во всем. При введении новых законодательных норм нужно формировать устойчивую практику переходных периодов».
По словам Дмитрия Азарова, предложения группы состоят не в реформировании местного самоуправления, а в совершенствовании существующей системы, введении новых форм без отмены действующих. «Такой вариативности моделей формирования местного самоуправления нет ни в одной стране мира. Это демократично, а местное самоуправление – это основа демократии. Каждая территория нашей огромной страны сможет определить для себя ту модель, которая в наибольшей степени соответствует культурному, историческому укладу и современным вызовам. Такая возможность для страны – страны большой с очень разными традициями на севере и юге, западе и востоке, федеративного государства крайне важна. Россия гордится своим статусом федеративного государства, а не боится его как некоторые наши соседи», - парировал глава города Самара.
Кроме того, Азаров отметил, что «даже после принятия Госдумой законопроекта в первом чтении, необходимо направить этот документ в регионы и муниципалитеты для обсуждения. Дальнейшее рассмотрение и обсуждение поправок потребует от всех нас глубокого осмысления планируемых изменений».