Вчера, 30 ноября, в юношеской библиотеке прошла творческая встреча с известным французским автором комиксов Эмилем Браво. Послушать известного автора собралось человек 30.
Начал свою встречу Эмиль не с привычного рассказа о себе, а с вопросов к залу. Француз поинтересовался, почему в России не популярны комиксы. Самарцы предположили, что в нашей стране это не развито, мы привыкли читать книги, а не смотреть картинки и, по мнению большинства, комиксы созданы для детей. Эмиль согласился с предположениями самарцев и решил рассказать, почему рисование ничуть не хуже письменности.
Эмиль Браво создает комиксы для детско-юношеской аудитории. Его книги неоднократно получали самые престижные награды и премии европейской издательской индустрии (причём не только в области комиксов, но и литературные). За последние два года в России вышло четыре произведения Эмиля, что сделало его самым издаваемым в России европейским автором комиксов.
«Могу сказать, что рисование — это единственный способ самовыражения. Как образовалось письмо? Нам никто об этом не рассказывал. Это был длинный процесс, который начался еще в древние времена. Первая письменность — это наскальная живопись, то есть рисунки. Наскальные рисунки были созданы самыми первыми, даже раньше египетских иероглифов. Я не являюсь специалистом античных языков, но в примитивном шумирском языке, чтобы сказать рыба, ее рисовали. Вот кто-нибудь знает, как образовалась буква А?» — спрашивает у зала Эмиль.
Из зала прозвучал лишь один ответ. Рассказываем: эта буква из финикийского языка. Одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма, появилась около XIII века до н. э.. По-финикийски, это «алеф», то есть «бык». Начертанием буква напоминала бычью голову.
«Начиналось все с рисунков, потом люди все усложнили, — продолжает Эмиль. — Появились буквы, слоги и синтаксис. Буквы — это коды рисунков. Когда мы маленькие, то всегда рисуем, мы так выражаем свои мысли. Потом нам говорят „Стоп!“ и мы учимся писать и читать. Нас учат выражать мысли через письменность, но русские слова не поймут французы, и наоборот. Рисунки могут понять все, их можно назвать универсальной письменностью. Учась писать и читать мы не должны оставлять без внимания рисование, это естественный процесс, врожденный импульс. Умея рисовать, мы можем донести свою мысль до всех людей на планете».
Рассказав историю образования письменности и почему важно рисовать, Эмиль перешел к рассказу о себе. Автор рассказал, почему выбрал комиксы.
«Это было в детстве. Когда мой отец укладывал меня спать, то рассказывал историю, иногда такую, которую придумывал сам. Мне это нравилось, потому что у меня была возможность повлиять на развитие событий. Я тогда еще не умел читать и находил это настолько гениальным, что хотел сам рассказывать истории. И когда отец был на работе, то рисовал истории, чтобы потом показать ему. Я не хотел похвалы, мне нужно было, чтобы поняли историю, которую я хочу донести. Комиксы, это не красивые рисунки, на них плевать, это средство рассказать историю».
По словам Эмиля, российские комиксы — это смесь американской и японской школ.
«Люди, которые говорят, что не нужно читать комиксы — у них просто не было детства и они не могут понять рисунок, — считает Эмиль. — Бывают такие образы, которые по средствам литературы нельзя выразить. Есть комиксы, где евреи — мышки, а немцы — кошки. Это гениально, потому что даже дети знают отношение между этими животными. Далее уже наше воображение выстраивает картинку».
Далее последовал вопрос от Эмиля: «почему люди не хотят изучать комиксы?». Многие задумались и предложили свои варианты. Но ответ был прост: сейчас мало качественных вещей.
«Знаете, писателей тоже много, но не все из них становятся популярными и их книги читают все поколения. Такая же ситуация и с комиксами. Мало красиво рисовать, нужно уметь рассказать историю. Самая бездарная история с хорошими рисунками, так и останется такой. Но если нарисовать плохо, но рассказать интересную историю, то это несомненно будет успех».
«Не нужно уметь хорошо рисовать, чтобы рассказать историю в комиксах», - завершил свой рассказ Эмиль и принялся раздавать автографы.