Когда Фабрика-кухни начнет функционировать?
РК: Финансирование филиала пока не началось. Возможно, начнется во втором полугодии, тем не менее, творческая деятельность осуществляется с прошлого года: в 2014 году был реализован серьезный исследовательский проект «Бурлаки между Европой и Азией», а в этом году на территории Фабрики-кухни стартовала программа «Волга. Ноль», которая представляет многих самарских художников.
Почему проект «Волга. Ноль» запустили именно сейчас, когда еще нет финансирования и холодная погода?
НК: Потому что нельзя потерять веру людей в то, что не зря велась борьба за право «БЫТЬ» современному искусству. За это боролись самые разные слои и местные и международные. И здесь все поддерживали друг друга, что вообще-то редко бывает: архитектурный пул отстаивал уникальность здания, административные силы ратовали за восстановление законности, а горожане просто хотели вернуть себе память культового места. И все вместе сошлись в мнении, что в этом шедевре конструктивизма должно бытовать современное искусство. А это значит, что именно оно явилось тем феноменальным ресурсом, которой консолидировал вокруг себя гражданское общество. Это значит, что заслуги, здесь и личные достижения наших художников, и проектная деятельность институций (самых разных институций городских областных, общественных зарегистрированных и работающих как временные творческие коллективы) обществом в целом восприняты как ресурс роста, на который нужно опираться. Ресурс, который стоит продвигать.
Поэтому, именно сейчас для зрителей и нашего арт-сообщества важно сделать событие, подтверждающее идею, что мы единый художественный сплав, который является уникальным самарским проявлением. У нас есть реальный художественный процесс, то есть художники творят, а критики оценивают. Сейчас зона Фабрики-кухни служит экспериментальной площадкой, куда можно бесплатно приходить по вечерам с семьей с друзьями. Важно создать дружелюбную атмосферу вокруг.
Кто занимается реставрацией Фабрики-кухни?
РК: С ноября прошлого года очень интенсивно ведутся проектно - изыскательские работы, прямо сейчас, например, на Фабрике работает группа конструкторов -исследователей из Москвы. А всем проектом реставрации и приспособления занимается Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские", которое выиграло тендер за 39 млн. рублей из федерального бюджета. Это одна из лучших организаций в этой области. В их портфолио есть проекты реставрации Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Соловецкого монастыря и много других знаковых объектов. Фабрика-Кухня конечно же является значимым памятником архитектуры международного уровня. Поэтому такой высокий уровень и очень серьезное отношение со стороны Министерства культуры РФ. Кстати, в прошлом декабре, самарская Фабрика-Кухня была представлена на выставке «Зодчество» в Москве, в пятерке выдающихся сооружений русского конструктивизма.
Что будет в здании?
РК: Решение о создании филиала ГЦСИ было принято в конце 2013 года. Этому предшествовала многолетняя борьба за спасение памятника от сноса. И наконец –то, в 2013, усилиями Министерства культуры РФ, депутата Александра Хинштейна и при поддержке Губернатора Самарской области Николая Меркушкина, Фабрика-Кухня «вернулась» в государственную собственность. Весь 2014 год мы разрабатывали концепцию этого центра. Он будет полифункциональным. Выставочная зона будет располагаться в «серпе», а «производственная» - художественные мастерские, резиденции, офисные помещения и др., будет в «молоте». Таким образом, историческая технологическая схема 30-х, когда «продукт» готовили в «молоте» и подавали в «серп», будет сохранена.
Какие там будут зоны?
РК: Планируется создание большого выставочного пространства, лекторий, кинозал, особо выделены детские зоны. Предполагается большая общественная зона, то есть часть входа будет максимально открытой. Медиа-зона, где будет публичная медиатека с открытым доступом к книгам и журналам, файлам. Образовательная зона, которая предполагает участие детей и студентов. Весь филиал станет движущей силой экономической и социальной регенерации городской среды, потому что Фабрика-Кухня связывает историческую часть города со спальными районами. Вы же знаете, что все музеи находятся в старом городе.
Сейчас для посетителей открыто всего два помещения?
РК: Я бы сказал – «приоткрыто», всего на два часа, каждую среду, Пока филиал не открыт, открыта выставочная программа. Часть презентаций проходят в помещении, расположенном в самом «молоте», с отдельным входом. Показы планируются и во дворе и летнем павильоне.
В чем уникальность процесса восстановления ФК?
НК: Основная идея реставрации полностью соответствует конструктивистской концепции архитектора Екатерины Максимовой. Зданию будет придаваться первоначальный вид, каким его построили в 1932 году. Интересно, что таким ФК простояла совсем недолго. В войну фабрика-кухня была реконструирована. Уже в 1944 году по проекту самарского архитектора И.Г. Салоникиди фасады с ленточным остеклением были заложены. Наверное, сейчас вы заметили, что сейчас там довольно маленькие окна, что на мой взгляд придает сходство с крепостью, хотя считается что фасад был переделан «под классику». Оконные проемы «серпа» заложили, поскольку были трудности с отоплением. Но мы можем любоваться угловыми окнами торца «молота», теми, что выходят на Ново-Садовую, окнами тыловых фасадов, тех, что выходят во двор, они сохранились до сих пор.
Какую роль в появлении этого проекта сыграл депутат Александр Хинштейн?
РК: Александр Хинштейн в этом проекте играет ключевую роль. Благодаря его усилиям была преодолена тупиковая ситуация, в которой находилась Фабрика-Кухня до 2013 года. Кроме идеи создания Средневолжского филиала ГЦСИ, с его помощью из федерального бюджета были выделены большие деньги на проектные и строительные работы. Под его председательством ежемесячно проводятся заседания рабочей группы по Фабрике-Кухне, благодаря чему планомерно решаются самые разные проблемы, которых, как оказалось, очень много. Например, одной из бед было то, что часть крыши ФК была снесена примерно 2 года назад. В таком виде памятник был передан в ГЦСИ. А открытая крыша - это дождь и снег. При том, что финансирование пока не началось, Александр Хинштейн помог решить вопрос с ремонтными работами. Но не только это, можно долго перечислять. Вообще, благодаря его контролю, все, что делается для Фабрики-Кухни, делается быстро и качественно и это нас очень поддерживает.
Кто участвует в программе «Волга. Ноль»?
Н.К: Изначально программа задумывалась, как долгосрочная программа локальных художественных контекстов городов Поволжья. И решили начать с себя. В первой сессии зима-весна участвуют исключительно самарский совриск. Вторая сессия - осень-зима, также будет представлять наших художников, да и то не все вмещаются. А дальше будем привлекать Тольятти, Саратов, Волгоград и далее.
Сейчас мы выстраиваем ритм презентаций, отрабатываем принципы экспонирования. Это невероятно сложно делать каждую неделю новую выставку. Я очень признательна сокуратору «Волга. Ноль» - Константину Зацепину и всем художникам за концентрацию энергии и желание держать планку.
Есть ли возможность у тех, кто только узнал о проекте, присоединиться к вам? Я имею в виду авторов.
Н.К: Этот проект рассчитан как программа. Будет зимне-весенняя сессия и осенне-зимняя. Ближе к октябрю начнется второй этап, сейчас идет работа с новым составом авторов, составляется новый список. Информация есть в сетях на сайте ГЦСИ, и если у нас появляются новые художники, то мы всегда ждем от них предложений. Однако, сейчас, на второе полугодие, почти закончились все свободные дни.
Что значит «Волга.Ноль»?
Н.К: Процесс обнуления, это всегда и становление чего-то нового. Утро нового дня. Картирование ситуации: сколько, где, кто, что новое делает. Эксперимент конечно. И творческий, и со зрителями тоже, и с площадкой. Но в первую очередь это важный лабораторный обмен наработками для художников. Раньше художники в большинстве своем имели мастерские и могли ходить друг к другу в гости, важнейшие вещи передавались «из рук в руки». К сожалению, мастерские исчезают из реальности, и почти нет таких мест, искусство встречается с самим собой. И эта ситуация перезагрузки важна для нового филиала, мы сплачиваемся вокруг нового института.
Если сейчас представить, что ФК уже отреставрирована, как она будет сотрудничать с зарубежными авторами? Кого будут приглашать?
Н.К: Международные участники к нам регулярно приезжают, и будут приезжать. Например, на Ширяевскую биеннале всегда приезжает около 20 международных участников, среди которых была австрийская художница Светлана Хегер. Был также Густав Хелберг, приезжал международный куратор Мартин Шибли с проектом «Не все фрикадельки в Швеции», когда на остановках в Самаре размещали произведения художников. С открытием здания Фабрики-Кухни этот процесс безусловно и разовьется и укрепится. Но, важно, чтобы мы своих художников воспринимали как звезд, вкладывались в них. Тогда и будет свой рынок, тогда и усилится влиянии на глобальную арт ситуацию.
Стоит отметить, что любой желающий может приобщиться к истории, посетив презентации на ФК. Каждую среду с 19:00 молодые самарские художники представляют зрителям свои работы в стенах будущего центра искусства.
Программа: Оксана Стогова - 25 февраля, Владимир Логутов - 4 марта, Андрей Сяйлев - 11 марта, Анна Коржова - 18 марта, Дмитрий Кадынцев, Дарья Емельянова – 25 марта, Алексей Зайцев - 1 апреля, Александр и Ольга Филимоновы - 8 апреля, Фрол Веселый – 15 апреля, Дмитрий Жиляев – 22 апреля, Анфиса Доброходова - 29 апреля. Вход свободный.