История «Лада Самара»: от «восьмерки» до «тринадцатой»

24.12.2013, 17:49 , Служба новостей

Вчера, 23 декабря, с конвейера завода «АвтоВАЗ» сошел последний автомобиль семейства «Самара» - первой переднеприводной серии в истории тольяттинского автогиганта. Первая машина этой серии вышла в 1984 году. Номер последнего кузова - 5 247 008.

На торжественной церемонии присутствовали ветераны производства, среди которых были и участники выпуска первого автомобиля. А сегодня портал ProGorodSamara.ru вспоминает историю знаменитого автомобиля, который оставил след не только в сердцах автолюбителей, но и связан с целой эпохой в истории страны.


Первое поколение — 1984 — 2003. «Спутник» или «Самара»

Рождение «Лады Самары» или «зубила».

Разработка первого отечественного переднеприводного автомобиля началась еще в 1979 году. Эту машину полностью разрабатывали инженеры «ВАЗа», в отличие от знаменитых «Жигулей», в которых активно использовались наработки прототипа «копейки» от завода «ФИАТ». Интересно, что в качестве консультантов привлекли специалистов из фирмы «Порше».

В результате первое поколение этих машин получило неплохой двигатель, хорошую управляемость и характерный для того времени «квадратный дизайн». Правда, в салоне все было «по-спартански», чтобы снизить цену автомобиля. А «зубилом» машину прозвали форму и передний бампер, которому не страшны несильные удары.

ВАЗ-2108 или «восьмерка»

Первая «восьмерка» сошла с конвейера в 1984 году и производилась до 2003 года. Это был трехдверный хэтчбэк. Это был первый автомобиль «ВАЗа», который оснастили пятиступенчатой коробкой передач. Интересно, что изначально машина задумывалась как некий семейный автомобиль — предполагалось, что на задних сиденьях проще всего поместится детям, а также они не смогут выпасть из авто, открыв двери. Однако, модный трехдверный дизайн больше полюбился молодежи.

ВАЗ-2109, 21099, «девятка» и «девяносто девятая»

Эта машина отличалась от предыдущей наличием еще двух дверей, что облегчает посадку и высадку из автомобиля, к тому же разделяющая двери передняя стойка была перемещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек крепления ремней безопасности — они меньше стесняют при поездке. «Девяносто девятая» была седаном с увеличенным объемом багажника.

Этот автомобиль также позиционировался как семейный. Но поколению, которое жило в конце Перестройки и девяностых «девятка» запомнилась по другим причинам.


Вклад «первого поколения» в культуру страны

А больше всего «девятки» запомнилась как некий «бандитский» автомобиль, в качестве которого он и позиционировался в «перестроечном» кино. Четыре двери позволяли сидевшим в машине «браткам» оперативно «разгружаться» на разборках, приехать на очередную «сходку» на «девятке» было не стыдно, а бросить в случае чего не жалко. Позже в девяностые «братки» пересели на иномарки. Впрочем, от образа «бандитского» автомобиля «девятка» не избавилась до сих пор. Правда, теперь она ассоциируется скорее с «реальными пацанами».

Не стоит и забывать о знаменитой песне «Твоя вишневая девятка» группы «Комбинация». Еще один интересный факт — название автомобиля «Спутник Лада» легко переделывалось в «Путник ада», что, по мнению некоторых, гораздо лучше характеризует эту машину.

Второе поколение «Лада Самара»

В 1997-2003 годах появились автомобили, которые получили неофициальное название «Лада Самара 2». По сути, это были те же автомобили, но кузов получил рестайлинг и на машины ставили более мощные, а также инжекторные двигатели.

ВАЗ-2115

Первой «ласточкой» обновленного семейства стала «пятнадцатая», в которую переделали в 1997 году «девяносто-девятую». От обычного ВАЗ-21099 «пятнадцатая» отличается формой капота, передних фар, бамперами и спойлером багажника и т.д. В 1997 году выпускалась мелкими сериями, массовый выпуск начался с 2000 года.

ВАЗ-2114

Массовый выпуск этого автомобиля начался в 2001 году, изменения те же самые, что и в «пятнадцтой», с той лишь разницей, что это была рестайлинговая версия «девятки».


ВАЗ-2113

Последнюю рестайлинговую модель выпустили в 2004 году. «Тринадцатая» это переделанная «восьмерка». Изначально выпускать ее не планировалось.