Во вторник, 23 мая, на заседании Градостроительного совета в мэрии были определены две зоны развития и сохранения культурного наследия города. Так, историческим ядром назвали землю в границах улиц Красноармейской, Братьев Коростелевых, берегов рек Самара и Волга. Там должен быть введен особый режим охраны городской среды в целом и отдельных объектов, в частности.
Со второй зоной, предусматривающей более мягкий режим сохранения среды, возникла дискуссия между чиновниками, строителями и архитекторами. В конечном итоге территория от улицы Красноармейской до улицы Полевой была названа как «историческая планировочная зона». Предполагается, что контроль над застройкой там будет особый, но ограничений намного меньше.
- Это очень важный шаг в истории застройки города. Мы подвели черту под многолетней дискуссией и договорились, что здесь строить так, как это было раньше, непозволительно. Особенно важно, что с этим согласились и строители, и архитектурное сообщество, - констатировал мэр Фурсов.
Департамент градостроительства разработает документы, благодаря которым будет легче принимать решение при застройке исторического центра, но обеспечивающие охрану исторического центра. Городские власти пообещали, что эти документы обсудят с общественностью и архитекторами.
Самарский архитектор Александр Пашин не видит в решении совета каких-то принципиальных изменений, способный решить проблему с обветшанием исторического центра.
- Я, честно говоря, не совсем понимаю, что принципиально изменилось. Если открыть правила застройки, действующие в Самаре с 2001 года, то территория от улицы Полевой до Красноармейской по большей своей части находилась в правовой зоне Ж4, предусматривающей возведение зданий до 9-ти этажей без специального разрешения и до 16-ти с проведением дополнительного согласования. Мне кажется, здесь больше имеет место смена формулировки нормативных актов и добавления некоторых незначительных послаблений, говорить о каких-либо глобальных изменениях, которые заставят переориентировать развитие строительного рынка с периферии города на его центр, не приходится.
Для того чтобы в корне изменить ситуацию с тотальным обветшанием исторической части и её качественной реконструкцией в обозримые сроки, нужно провести глобальную работу по комплексной ревизии памятников истории и культуры, значительно сократив их количество, оставив в реестре исключительно важные и действительно привлекательные с архитектурной и иной точки зрения объекты.
Кроме этого, надо пересмотреть и размеры охранных зон вокруг памятников, эти зоны зачастую накрывают по целому кварталу вокруг одного здания, ограничивая всю будущую застройку высотой в 2-3 этажа, что автоматически «убивает» данную территорию для возможной реновации.
Таким образом, только создание единой программы с комплексом мер по обновлению центральной городской территории способно изменить ситуацию, чего, к сожалению, в настоящий момент не произошло.
Ведущий архитектор «Куйбышевский промстройпроект» Александр Исаков считает, что решение призвано восстановить баланс и пресечь нарушения в целостности городской среды.
- Решение за собой влечет разные охранные обязательства на этих территориях, особо охраняемых со строгим регламентом застройки в «историческом ядре». Режим охраны памятников в «исторической части» более фрагментарный в виду того, что данные кварталы уже активно застраиваются. Во времена СССР градостроительство было полностью управляемым и плановым, в современной России оно частично регулируемое, как результат за последние 20 лет в Самаре отсутствует основной признак формирования городской среды – гармоничность. Нельзя допустить, чтобы массовое строительство в исторической части города нарушало основные признаки формирования целостной архитектурной среды: повторяемость, соподчиненность, соразмерность, уравновешенность. Современная архитектура Самары должна быть целостной и единой с памятниками архитектуры, включая все компоненты современной городской среды.