- Естественно, что пожар нас напугал. Во-первых, потому что сильно горело, а, во-вторых, потому что никто не забыл про то, как нас поджигали 30 ноября 2015 года. Пытались поджечь сразу 4 дома за 2 часа. Слава Богу, что пожарные и полиция оказались рядом, что жильцы вовремя заметили очаги возгорания. Бог был на нашей стороне в тот вечер. Обстоятельства так сложились, что масштабных пожаров удалось избежать. Пострадавших не было, только одну семью эвакуировали. В одном доме подожженную под дверью тряпку заметил мужчина, выгуливавший кота. В нашем доме тряпку, облитую воспламеняющейся жидкостью, спрятали у лестницы — она одна в доме, он деревянный. Хорошо, что в тот момент из дома на улицу человек выходил. Иначе, если бы разгорелось, то все бы могло обернуться печально. Приехала полиция, пока люди с полицейскими разговаривали, подбежали дети сказали, что еще один дом горит. Потом пожарные уже свернули штанги, загорелся сарай. Естественно, тогда мы все связали с проектом «5 кварталов», потому что произошло все сразу после его запуска. Люди не знали, какая судьба их ждет. Естественно, что там ответили, что никакого отношения к этому не имеют. Мы ничего не утверждаем, это дело полиции или следствия. Просто хотим, чтобы такого больше не повторялось. Вот, например, недавно сгорело кафе на Самарской, тоже «5 кварталов» - там проводка, никто не спорит. Никто ничего не говорит. Но у нас были поджоги и спасибо большое организации «Самара для людей» и Дмитрию Азарову, которые нас не бросили, добились возбуждения двух уголовных дел. Правда, не знаем, какая у них судьба — с нами давно никто не связывался, - рассказывает Татьяна Васильевна, проживающая в одном из «пострадавших» строений.
- Здесь живут таджикские семьи. Много детей, может, игрались. Может еще что-то. Случайно загорелось, а они испугались и убежали. Мы не утверждаем, что подожгли, и что это как-то связано с «5 кварталами».
- Нас никто не выгоняет пока. Насколько мне известно, расселение проходит следующим образом: людям называют определенную сумму денег и предлагают на нее искать себе варианты жилья. Какие-то предоставляют сами. По другим адресам, не каждого устраивающим.
Председатель организации «Самара для людей» Оксана Ланцова:
- На приеме в октябре 2015 года стал вопрос об изменении зонирования по «5 кварталам». По сути зона расширилась до 7. В нашу организацию поступало много обращений — самарцы жалуются, что их жилье признали аварийным и поставили перед фактом выселения. Мы занимаемся этой проблемой — многие дома удалось отстоять. Например, на Галактионовской, 91. Где-то смогли приватизировать землю, чтобы обезопасить ее от частной застройки. Проблема, вообще, не только в старом городе. Но и по другим адресам, где намечено строительство. Зачастую, люди просто не знают, как себя вести в такой ситуации. Им нужны помощь и поддержка. Ведь доходит зачастую до наглости. В свое время по Самарской ходил мужчина, представлявшийся сотрудником органов, и говорил жильцам, что если они не переедут, то будут неприятности. Мы боремся с такой наглостью, защищаем интересы жителей, проводим круглые столы.
- К тушению пожара привлекались 12 человек личного состава, 3 единицы техники. Площадь пожара составила 30 кв.м. Наиболее вероятной причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц. В связи с отсутствием признаков преступления, материалы проверки приобщены в накопительное дело.
- Специалисты фонда обследовали часть территории этой городской локации. Результаты удручают: подавляющее большинство зданий старой постройки находится в неудовлетворительном состоянии не только с точки зрения наличия элементарных удобств, но и с точки зрения их безопасности. Собственники помещений зачастую халатно относятся именно к вопросам пожарной безопасности, полагаясь на извечный русский «авось», что приводит к столь печальным последствиям.
Вячеслав Яблоков:
- Алгоритма действий в этих ситуациях, к сожалению, нет. Избежать поджога посредством алгоритма, когда ты живёшь в доме, который готовится под снос для застройки - всё равно, что стремиться избежать ограбления в самые тёмные часы самого преступного района города.
- Даже если в ходе пожарно-технической экспертизы смогут доказать, что был поджог, это не меняет сути дела, поскольку в 99,9 % случаев будет невозможно установить поджигателей, их просто не найдут. А дома нет.
- По статистике практически все дела о поджогах как домов, так и машин, остаются не раскрытыми и приостанавливаются в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
- Опыт показывает, что надо разделять случаи признания жилья ветхим и аварийным и подлежащим расселению в связи с застройкой территории, хотя бывают и совпадения двух случаев в одном. В случае с расселением под планируемую застройку существуют юридические ноу-хау, применение которых позволяет вести разумные переговоры о компенсационном жилье. Но каждый случай очень разный, и нужно разбираться, каких-то шаблонных механизмов лучше не предлагать. В качестве примера могу привести ситуацию с оформлением в собственность земли под домом, что закон сделать в определённых случаях позволяет. Тогда сгорел дом или не сгорел - уже будет иметь меньшее значение. Очень многое зависит от того, в собственности ли жилое строение или относится к муниципальному жилью. В любом случае, самостоятельно решать сложную жилищную ситуацию не рекомендуем, лучше обратиться к специализирующимся на этих вопросах юристам.