О «Левиафане» Андрея Звягинцева заговорили еще в прошлом году, но своего апогея Интернет-споры (иногда перетекающие в реальную жизнь) о фильме достигли после того, как картина получила «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Фильм обвиняют в русофобии, антироссийской направленности, и чуть ли ни во всех смертных грехах. Аргументы против попадаются и весьма интересные. Например, один из комментаторов говорит, что фильм порочит Россию, потому что в кабинете коррумпированного мэра висит портрет Владимира Путина. Многочисленные противники как будто не заметили дисклеймер «При поддержке Фонда кино», где явно не стали бы спонсировать антироссийский фильм.
Свое важное мнение по этому поводу мы предлагаем высказать в комментариях под статьей или в паблике «Самара Онлайн», рецензента же интересует «Левиафан» именно как фильм и насколько интересно его будет смотреть простому самарцу, не особо интересующемся кинонаградами и политикой.
Картина рассказывает о Николае - простом жителе небольшого города на берегу Баренцева моря, у которого коррумпированный мэр решает отобрать землю, дом и автомастерскую. Но неожиданно на помощь Коле приезжает друг-юрист из Москвы, у которого есть компромат, чтобы «прижать» зарвавшегося чиновника.
«Левиафан» почти полностью состоит из продажных чиновников/ментов/прокуроров, долгих депрессивных пейзажей и сцен употребления водки, которые в фильме занимают добрую половину времени. Бухают тут все — от инспектора ДПС до мэра. Ах да, есть еще парочка сцен с православным архиереем, чтобы полностью дополнить картину российской глубинки. Нужно сказать, что смотреть на хорошо сыгранных персонажей да и в целом на развитие сюжета весьма интересно, но несколько муторно — все таки «Левиафан» длится почти два с половиной часа и далеко не каждый выдержит несколько минут не самых ярких морских пейзажей и сцен из российской глубинки.
Все персонажи и их диалоги настолько реалистичны, что порой просто делается страшно — как будто и правда оказался в том самом городе. «Левиафан» мрачен и его тяжело смотреть, хотя мрачность и преувеличена. После просмотра остается ощущение, что тебя окунули с макушкой в болото, потом достали, но отмыться от вязкой жижи уже никак.
Вердикт: тут нужно ответить на самый главный вопрос — а нужно ли вообще смотреть такой фильм? К сожалению, он годен в употребление только киноманам, любителям всяческого артхауса или поспорить о том, насколько тут реально отражена Россия. Рядового зрителя «Левиафан» вряд ли заинтересует — слишком мрачно, долго и депрессивно. Кстати, в самарских кинотеатрах фильм появится лишь 5 февраля, хотя весь мир увидел его еще в мае прошлого года.