Коллекционер из Самары предложил обменять танк Т-34 в Эстонии на 5 крестов Свободы

17.08.2022, 09:19 , Служба новостей

Коллекционер из Самары Дмитрий Хмелев предложил администрации эстонского города Нарва обменять советский памятник-танк Т-34 на высшую государственную награду этого прибалтийского государства - крест Свободы первой степени.

Фото: Киностудия Самарафильм

Крест Свободы (Vabadusrist) — высшая государственная награда Эстонии. Ее учредили 24 февраля 1919 года для награждения особо отличившихся в Войне за независимость республики (1918–1920 год). Kрест Свободы учреждён в трёх классах - по три степени в каждом. I класс (кресты с белой эмалью) предназначался для награждения за военные заслуги, II класс (черная эмаль) — за личную воинскую доблесть, III класс (синяя эмаль) — за гражданские заслуги. Последнее награждение состоялось в 1925 году.

«Я коллекционирую награды Эстонии, и так вышло, что у меня самая большая коллекция Крестов Свободы, 5 экземпляров, - говорит коллекционер. - Знаю, что за почти сто лет с момента последнего вручения какую-то часть орденов переплавили, так как они золотые. Примерную стоимость даже одной награды сложно оценить. Последний раз его выставляли на аукцион в 2012 году, и тогда его продали за 5 минут за 15 тысяч евро (примерно 940 тысяч рублей по нынешнему курсу). Для эстонцев Крест Свободы — это государственный символ, национальная гордость. Мне кажется, в каждом городе ему стоит памятник. И поэтому считаю вполне логичным обменять танк Т-34 на эту награду. Тем более что во время освобождения Нарвы именно эта машина первой ворвалась в город. Сейчас же здесь большой процент населения — русские. И то, что делают власти — это вандализм, — пояснил Дмитрий Хмелев.

Всего было вручено 3225 орденов. 2076 штук получили эстонские граждане, остальными награждены иностранцы. Например, в числе награжденных был Уинстон Черчилль, который отказался принять этот орден. Согласно эстонскому закону, возобновление награждений возможно исключительно в случае вступления Эстонии в вооружённый конфликт с внешним врагом, угрожающим независимости страны.

Официального ответа от эстонских чиновников на предложение самарца так и не поступило. Но 12 августа на одном из форумов коллекционеров был опубликован комментарий специалиста нарвской городской канцелярии Александры Грюнвальд. Она сообщила, что письмо из Самары в администрации Нарвы получили и им «часто поступают предложения» поменять танк «на что-то или продать». «На данный момент у нас есть четкая позиция: танк останется на территории города. Поэтому какие-то предложения о выкупе или обмене мы не рассматриваем», - отметила Грюнвальд.

Подобная формулировка - поменять танк «на что-то или продать» - уже говорит об отношении эстонских властей к своим символам и собственной истории, отмечает Дмитрий. «Что-нибудь — это может быть, ну, мешок картошки. Или вагон коньяка - я не знаю, что им там предлагали. Но назвать «чем-нибудь» национальный символ - мне, честно говоря, это непонятно".

После распада СССР в 1991 году и восстановления независимости эстонское правительство установило ряд льгот для кавалеров креста Свободы, однако к тому времени живых обладателей награды было уже очень мало. Последним живым из эстонских кавалеров креста Свободы стал Карл Яанус, умерший в 2000 году в возрасте 100 лет и похороненный с воинскими почестями.

15 августа Дмитрий Хмелев решил повысить ставки. Коллекционер предложил обменять на танк уже не одну награду, а сразу 5.

«Надеюсь, власти Эстонии прислушаются к моему предложению, и мы совершим обмен крестов на танк, который на данный момент утратил статус памятника, - сказал Хмелев. - Считаю, эстонцам надо внимательно изучить мое предложение, пусть подумают, посоветуются. Не так давно там проходила военно-патриотическая выставка. Они с большим трудом и – внимание! – по всему миру смогли отыскать для показа всего 10 этих Крестов. А только у меня в коллекции таких 6 штук. Сначала предложил им Крест Свободы первой степени, но затем, чтобы ускорить процесс, поднял ставку и готов отдать еще 4 Креста. Главное – спасти и сохранить память о подвиге героев Великой Отечественной».

Фото: Пиранья

По мнению самарского режиссера и историка Галины Щербы, Хмелев предложил эстонцам крайне выгодный для прибалтов вариант обмена и не выгодный для себя.

«С финансовой точки зрения такой обмен, конечно, не равноценный. Т-34 стоит на постаменте без «начинки» - это просто корпус. И если сравнивать материальную ценность - у раритетных высших наград Эстонской Республики она в разы больше, чем у нескольких тонн железа. Никакой финансовой выгоды этот обмен не предполагал, тем более что Дмитрий Хмелёв даже не думал, в случае успеха, оставлять танк себе. Т-34 мог занять почетное место в одном из музеев России. Например, в самарском военно-историческом - там с большим удовольствием его бы приняли. Но тут же речь идёт о символах, имеющих огромное идеологическое значение, об исторической памяти, об отношении к истории своей страны. И даже в этом смысле обмен был бы не совсем равноценным.

Эстонский Крест Свободы по значимости можно сравнить, скорее, с нашим орденом Победы.

Но так сложилась ситуация в мире, что на фоне политических процессов в Эстонии символическая значимость танка в Нарве - памятника советским солдатам - тоже выросла. И то, что памятник демонтировали, даже не вступая в какие-либо переговоры - ожидаемо. Это ярко показывает отношение эстонского правительства даже не к нашей общей истории - к истории их собственной страны», - отметила Щерба.

Вчера, 16 августа, ставки повысили и власти Эстонии. Решением правительства страны танк Т-34 все-таки демонтировали. К памятнику в Нарве утром приехало 20 машин специальных служб Эстонии, две собаки. Людей, которые дежурили возле памятника, попросили покинуть место. Журналистов также попросили отойти. С 6.30 над памятником кружил самолет погранохраны. Территорию перекрыли. Накануне горсовет Нарвы отказался рассматривать вопрос о переносе памятника в ответ на требования Таллина ускорить процедуру демонтажа и переноса памятника.

Фото: Википедия

Мэр города назвала сложившую ситуацию шоком. Оппозиция планирует подать в суд на государство. По информации местных СМИ, танк Т-34 будет доставлен в Эстонский военный музей, который занимается сохранением, исследованием и представлением военной истории и культурного наследия. Он находится в Виймси.

Местные эстонские паблики пишут, что история с памятником в Нарве серьезно накалило ситуацию в Эстонии. Решение перенести памятник, которое инициировала премьер Эстонии, не находит поддержки граждан. Агрессивная политика центральных властей может привести к гражданским протестам со стороны русскоязычного населения, предупреждают эксперты.

Фото: Киностудия Самарафильм

У Дмитрия Хмелева целая коллекции эстонских наград. Объясняя ценность предложенного за Т-34 раритета, он отметил: «В моей коллекции хватит экспонатов, чтобы обменять все 400 советских памятников, готовящихся к демонтажу в Эстонии. И я с нетерпением жду официального ответа мэрии города Нарвы». Дмитрий рассуждает о дальнейшей судьбе памятника:

«Сдавать на металлолом — так себе вариант. Он весит примерно 20 тонн, и в нем уже нет никаких «внутренностей», пустая оболочка. Но, по словам чиновников, они рассматривают вариант обменять его на «что-то». Не называя конкретно моего имени и предмета обмена. Как мешок картошки! Кажется, выступающий только недавно узнал про существование Креста Свободы. В итоге получилось так, что дальнейшая судьба Т-34 интересует только меня, Дмитрия Пескова и Марию Захарову», — добавил коллекционер.

Политолог Андрей Перла считает, что российской стороне сейчас нельзя останавливаться в борьбе за памятник.

«Здесь бороться следует не за танк - а против унижения России. Страны, входившие когда-то в состав нашей империи - самые большие энтузиасты холодной войны с Россией. И самые главные провокаторы. С другой стороны, реакция на их провокации - сравнительно дешёвый способ для нас показывать, кто в доме хозяин. Так что это очень нужная нам борьба», - подчеркивает Перла.

Если власти Нарвы всё же согласятся на предложение самарца, дальше к процессу могут подключиться уже представители Министерства иностранных дел России. При этом сам коллекционер, по его собственному прогнозу, просто передаст официальным лицам награду.