Куда уходят деньги пенсионеров?

02.09.2019, 07:57 , Служба новостей

29 августа прошло судебное заседание по вопросу включения в реестр кредиторов Николаевского НПЗ ряда коммерческих организаций, которые заявили о наличии задолженности перед ними в сумме более 23 млрд рублей. И вроде бы обычное заседание арбитражного суда, но нет. Слишком много интересов завязано вокруг этой истории, и что самое обидное - затронуты интересы самой незащищенной части населения нашей страны - пенсионеров.

Но обо всем по порядку. История крутится вокруг крупного нефтеперерабатывающего предприятия, расположенного в Волжском районе Самарской области близ села Николаевки. Его строительство началось в 2013 году холдингом “Петронефть” Романа Трушева “руками” ООО “Самаратранснефть-Терминал”.

Общество на тот момент принадлежало на 99% холдингу, на 1% лично Трушеву. Строительство велось на заемные средства, основную часть которых предоставляет Абсолют Банк. Абсолют Банк входит в структуру НПФ «Благосостояние», которое, в свою очередь, является структурой ОАО «РЖД».

И вот на негосударственном пенсионном фонде “Благосостояние” стоит остановиться отдельно. По информации на официальном сайте фонда взносы в совокупный вклад учредителей внесли ОАО «Российские железные дороги», АО «Газпромбанк», Общественная организация «Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей», АО «Торговый дом РЖД» и другие. То есть в негосударственном пенсионном фонде крутятся деньги людей, которые доверили свои накопления не государству, а этому фонду. В большинстве своем это железнодорожники и их родственники. Этот момент нужно запомнить.

НПФ “Благосостояние” не только контролирует финансовую организацию - Абсолют Банк - но также кредитует заинтересованных лиц другими способами. Например, ООО “Самаратранснефть-Терминал”, помимо банковских займов, выпускал облигации, которые приобретались структурами НПФ “Благосостояние”, а также людьми, которые желали инвестировать в развитие завода. Завод выпускал облигации, брал очередной кредит и деньги пускал на погашение предыдущих купонных периодов. Окончательно завязнув в собственных схемах, в мае 2018 года завод попытался начать процедуру банкротства, а в июне объявил дефолт по облигациям.

В конце концов процедура банкротства ООО «Самаратранснефть-Терминал» все-таки была инициирована в феврале 2019 года, и основным кредитором стал НПФ “Благосостояние” - ему завод задолжал более 40 млрд. рублей.

С момента, как вокруг Николаевского НПЗ все туже закручивается долговая воронка, ООО «Самаратранснефть-Терминал» приостанавливает свою деятельность, о чем официально заявляют его представители в судебных заседаниях. Текущие обязательства перед поставщиками общество не выполняет, складывая в копилку своих долгов еще более 2 млрд рублей. Однако при этом строительство завода ведется, и о ходе его даже сообщается на его официальном сайте.

На самом деле происходит вот что: по данным осведомленных источников ProGorod, летом 2018 года весь бизнес, вся нефтеперерабатывающая деятельность завода переводится на новую фирму - ООО “Нефтяная компания Ресурс Нефть”. Эта компания - дочерняя по отношению к АО Управляющей компании “Трансфингрупп”, которая, в свою очередь, по сведениям из ЕГРЮЛ подконтрольна НПФ “Благосостояние”. То есть вся деятельность, приносящая прибыль, перекинута на другое подконтрольное лицо, которое не имеет никакого отношения к долгам ООО “Самаратранснефть-Терминал”. Все миллиардные суммы задолженностей по кредитам и облигациям висят на банкротящейся фирме, у которой с тех пор нет прибылей, чтобы с ними рассчитаться.

И тут начинается борьба между независимыми кредиторами и группой кредиторов, контролируемых НПФ “Благосостояние”. Фонд пытается получить полный контроль над процедурой банкротства через включение в реестр кредиторов требований 9 компаний, аффилированных с НПФ «Благосостояние», с общей суммой долгов более 23 млрд рублей. Учитывая, что суммарная величина долга перед структурами НПФ “Благосостояние” огромна, у независимых кредиторов остаются весьма призрачные шансы получить свои деньги обратно. На данный момент представителями независимых кредиторов собрана полная доказательная база для суда, которая показывает стратегию НПФ “Благосостояние” и доказывает, что подконтрольные фонду компании аффилированы самому должнику - ООО «Самаратранснефть-Терминал».
Здесь используется так называемая схема вывода денежных средств посредством круговых транзитных проводок, которая уже известна судебным органам и Верховный суд давал ей оценку.

В итоге в судебном заседании, прошедшем 29 августа 2019 года, суд внял доводам независимых кредиторов и привлек к делу НПФ “Благосостояние” в качестве третьего лица. Это означает, что суд согласился с позицией, что фонд – реальный бенефициар всех юридических лиц, и привлек его к процессу. Вопрос о включении в реестр кредиторов еще 9 организаций, подконтрольных фонду, будет рассмотрен на заседании 26 сентября.

«Привлечение Фонда - однозначно положительный факт, подтверждающий понимание
судом доводов об аффилированности, ранее заявленных Росфинмониторингом и
независимыми кредиторами. Кроме того, это должно значительно упростить
предстоящее привлечение Фонда к субсидиарной ответственности как контролирующего лица должника на сумму порядка 25-30 млрд рублей (с учётом актуального реестра требований и активов Должника)», - пояснил Николай Покрышкин, партнёр адвокатского бюро «Кульков, Колотилов и партнеры», представляющий в деле независимого кредитора «Волга Терминал Транзит».

«Привлечение судом к участию в деле НПФ «Благосостояние», конечного бенефициара должника, свидетельствует о том, что суд не готов пойти по пути включения в реестр задолженности аффилированных с должником лиц без публичного раскрытия ими экономической цели финансирования должника в кризисный период», - прокомментировала Светлана Громадская, адвокат, представляющий в деле
независимого кредитора ООО «МЕТ Восток».

Остался последний вопрос. “Причем здесь пенсионеры?” - спросит внимательный читатель и будет прав.
Какое отношение имеют люди, имеющие пенсионные накопления, к нефтяным миллиардам и громким банкротствам?
Дело в том, что негосударственный пенсионный фонд оперирует деньгами людей, которые перевели свои пенсии с государственного управления в частное. На пенсионные деньги были куплены облигации завода, которые сейчас так лихо банкротят. Если долги ООО «Самаратранснефть-Терминал» будут списаны, то пенсионеры потеряют свои деньги.
Кроме того, инвестиционная привлекательность Самарского региона в целом и нефтеперерабатывающая отрасль в частности неминуемо снизится, что также отразится на благосостоянии жителей губернии. Вот такая занимательная экономика.

Надежда остается только на букву закона. В 2018 году были внесены поправки в закон «​О негосударственных пенсионных фондах», согласно которым была введена фидуциарная ответственность НПФ.
Фонды стали нести ответственность за управление пенсионными накоплениями и резервами. В случае, если фонд недобросовестно исполнил свои обязанности и в результате по итогам года получил убыток или недополучил прибыль, то он обязан возместить потери за счет собственных средств. Решение о наличии нарушения и величине возмещаемых убытков принимает Банк России на основании мотивированного суждения.

Надо полагать, что у ЦБ могут появиться вопросы к поведению НПФ “Благосостояние”, управляющие менеджеры которого совершают рискованные с точки зрения выгоды для клиентов инвестиции в банкротящуюся компанию.