Владельцы, скрывающиеся за рубежом, осужденный заочно за мошенничество в особо крупном размере Сергей Махлай и его партнеры, давно избрали курс на ограбление завода всеми возможными способами. Если раньше это делалось путем хищения экспортных поставок продукции, то после вынесения приговора по мошенничеству преступникам пришлось искать альтернативные каналы вывода средств в офшоры.
С этого и началось восхождение к вершинам корпоративного управления на контролируемом международной мафией ТоАЗе Дмитрия Межеедова. Он создал множество схем распила заводских бюджетов за счет фиктивной оплаты договоров фрахта, ремонтных и строительных работ, закупки запчастей. Под его руководством с ТоАЗа нелегально выводились сотни миллионов долларов в год. Однако в этом году звезда Межеедова неожиданно закатилась, когда у него дома и в офисе прошли обыски в связи с расследованием коррупционных дел. Главный архитектор махинаций на ТоАЗе в спешке сбежал, оставив на главный пост на своего заместителя по экономике, 33-летнего финансиста Сергея Шишова. Не меньший вес с уходом Межеедова приобрела и другая его креатура – директор по безопасности Андрей Бобков, в прошлом сотрудник полиции, правда, ничем положительно не зарекомендовавший себя на службе и уволенный по сокращению штатов. Его Межеедов привел на ТоАЗ еще в 2016 году. Нужно понимать, что специфика работы директора по безопасности на контролируемом мафией предприятии сводится, прежде всего, к обеспечению безопасности интересов мафии, а вовсе не рабочих или товарно-материальных ценностей.
И понятие «безопасности» Бобков воспринял именно в том ключе, в котором было нужно его покровителям. Уже в 2019 году он серьезно зарекомендовал себя, организовав нелегальную схему вывоза с ТоАЗа реакционных труб на длинномерных грузовиках. Трубы, содержащие никель и другие ценные металлы, снимались с оборудования и отправлялись в Москву, где сдавались на металлолом, а прибыль делили между собой Бобков и другие вовлеченные им в хищения заводские начальники.
Одно из главных «достижений» Межеедова на посту гендиректора – он заставил все заводские службы слаженно работать в едином направлении. К сожалению для ТоАЗа, этим направлением был вывод средств и получение откатов. Поэтому со временем Межеедов, Бобков и Шишов втянули в свои аферы начальника отдела кадров Лаптева, замгендиректора по коммерческим вопросам Владислава Пустынникова, начальника отдела закупок Уварова, главного механика Лукьянченко, главный энергетика Жукова, несколько руководителей блока технического надзора, включая директора по строительству Котарева.
С бегством Межеедова весь этот коррупционный спрут, опутавший ТоАЗ, фактически оказался в ведении Бобкова. Он и раньше был полезен Межеедову тем, что помогал мухлевать с проведением тендеров, обеспечивая победу исключительно заплативших откаты участников и отсев неугодных. На практике это приводило к тому, что выигрывали почти всегда участники, выполняющие некачественные работы, и то не полностью. На опасном производственном объекте такие «игры» чреваты плачевными последствиями, поэтому даже допуск некомпетентных подрядчиков без лицензии к таким работам не допустим. Но у Бобкова, опять же, о безопасности свои представления.
Также Бобков курирует и воровство поступающих на заводы запчастей и комплектующих. ТоАЗ, например, заказывает запорную арматуру для газовой инфраструктуры, которая нуждается в замене ввиду износа. Но Бобков и его подельники давят на механиков, заставляя их списывать запчасти в расход, а сами потом продают их и кладут прибыль к себе в карман. Ясное дело, что на тоазовское оборудование в итоге устанавливается некачественная контрафактная арматура, не соответствующая никаким требованиям и регламентам. Именно воровство комплектующих стали причинами аварий на агрегатах аммиака №2 и №4, обернувшихся их длительным простоем. Но подобное отношение к вопросам безопасности может привести и к куда более масштабным техногенным катастрофам, ведь по ТоАЗу в ежедневном режиме курсируют миллионы кубометров взрывоопасного природного газа, тысячи тонн ядовитого аммиака, кислот, щелочи и так далее. И «благодаря» директору по безопасности Бобкову все это двигается по прохудившимся трубам с некачественной арматурой.
А куда же смотрят контрольно-надзорные органы, особенно Средне-Поволжское управление Ростехнадзора? Здесь у Бобкова также все схвачено, так как в обеспечение безопасности по-бобковски входит держать на расстоянии инспекторов из регулирующих органов. Ни один из руководителей ТоАЗа даже не аттестован по конкретным разделам правил промышленной безопасности, должность главного инженера была упразднена Межеедовым. Естественно, если неподготовленный инспектор технадзора попадет на ТоАЗ и увидит все плоды стараний Межеедова и Бобкова, он упадет в обморок. Поэтому Бобков делает все от него возможное, чтобы такого не случилось.
Топ-менеджеры уже не первый месяц бегут с тонущего корабля команды Махлая, но самые жадные и беспринципные, как Бобков, остаются и продолжают свое черное дело, несмотря ни на что. Но регулирующим и правоохранительным органам Самарской области не стоит забывать, что с каждым украденным под руководством Бобкова газовым краном или реакционной трубой, с каждым фиктивным тендером или подкупленным инспектором ТоАЗ и весь регион подходят на шаг ближе к ужасной техногенной катастрофе.