Отмывание денег и другие финансовые преступления влекут за собой множество последствий, которые чаще всего приводят к неминуемой «смерти» организаций. Максим Курбангалеев объясняет, почему важно выбирать реальный бизнес и оставаться честным.
Для того, чтобы построить устойчивый бизнес, требуются годы труда, финансовые вложения и много времени. Однако сравнять его с землей можно всего за пару мгновений – достаточно свернуть с прозрачного пути и выбрать теневую экономику.
Столетнее явление: Отмывание денег – это всегда уголовная ответственность — Максим Курбангалеев
Легенда о том, что отмывать деньги начали в США во время «сухого закона» и всемирно известный Аль Капоне был первым, кто опробовал схему в реальности, не является подтвержденной. Но в каждой легенде есть доля истины: в 20-е годы прошлого столетия американская мафия действительно скупала и открывала прачечные, чтобы легализовать наличные деньги. Средства, полученные от преступной деятельности и подпольной продажи алкоголя, заносились в кассы прачечных и считались прибылью, проходя «чистку».
Среди известных схем двадцатого века были также схемы Мейера Лански, американского криминального деятеля еврейского происхождения. Для отмывания денег он использовал игорные дома, которые в том числе позволяли уклоняться от уплаты налогов. Легализовать огромные суммы Лански смог, заявляя более крупные суммы прибыли и превращая незаконные деньги в доходы от казино.
Однако со временем схемы становились более уязвимыми и во второй половине двадцатого века экономические преступления всё чаще приводили к уголовным наказаниям. Первое крупнейшее разбирательство прошло в 1982 году, когда наркомафия смогла отмыть более 200 миллионов долларов.
«Отмывание денег – это всегда уголовная ответственность. Безусловно, она не грозит тем, кто ведет свой бизнес открыто и прозрачно, но преследует тех, кому бизнес нужен лишь для прикрытия. «Очистка» преступных средств может быть основной сферой деятельности у непрозрачного бизнеса», - говорит Максим Курбангалеев.
Ежегодно в мире расследуют тысячи преступлений, связанных с денежными мошенничествами. Но суровые наказания и крах бизнеса не останавливают аферистов, желающих получить средства легким путем. Только за 2021 год количество финансовых преступлений превысило два миллиона, а ущерб составил более 10 миллиардов долларов. Это означает, что нелегальный бизнес из года в год выбирают всё больше предпринимателей.
Максим Курбангалеев: отмывание сомнительных средств
Схемы, разработанные для легализации незаконных денег, насчитывают много вариантов. Одни из которых – это мир криптовалют и платежные системы.
Как работает отмывание денег? Во-первых, средства нужно разместить, то есть ввести денежные средства в финансовую систему. Во-вторых, нужно провести многочисленные операции, чтобы скрыть истинного владельца. Заключительный этап – интеграция, когда средства легализуются и уходят в дальнейший оборот.
«Любой честный бизнес может столкнуться с отмыванием денег в рамках своей деятельности. К примеру, платежные системы взаимодействуют непосредственно с клиентами и подвергаются риску, когда встречаются с мошенниками, желающими провести нелегальные операции. Уберечь свой бизнес и разорвать преступную схему можно еще на этапах «вхождения» клиента – я считаю необходимым проверять каждого, кто обращается в сервис», - говорит Максим Курбангалеев.
На помощь к добросовестному предпринимателю приходят KYC-процедуры, позволяющие проверить клиента и подтвердить или опровергнуть его намерения. KYC, что значит «знай своего клиента в лицо», подразумевает собой полный мониторинг личности, в том числе уточнение адреса проживания и паспортных данных. Для того, чтобы мошенник не предоставил ложную информацию, каждая цифра должна быть подтверждена физически – фотографией человека со своим паспортом, банковской выпиской с указанием фактического адреса и телефонным звонком/sms-сообщением.
«KYC-процедуры позволяют избежать ошибок и обезопасить бизнес, поскольку финансовые преступники нередко выбирают «белые» компании для своих целей. Пренебрегая проверкой, организации могут быть втянуты в мошенническую деятельность против своей воли. Потребуется много времени и сил, чтобы бизнес смог доказать свою непричастность – за этот период компания легко потеряет свой имидж и новых клиентов, если и вовсе не окажется под уголовным следствием», - считает Максим Курбангалеев.
Эксперт рекомендует отказывать тем клиентам, кто предоставляет недействительные данные или отказывается давать какую-либо информацию. Для того, чтобы KYC-процедуры производились в штатном режиме, Максим Курбангалеев советует нанять штатного офицера. Безопасность превыше всего.
Как бороться с отмыванием денег? — Максим Курбангалеев
По словам эксперта, для противодействия мошенничеству и отмыванию денег необходимо сфокусироваться на номинальных сервисах.
«Важно помнить, что любой подставной человек, на бумаге считающийся директором и не являющийся таковым, может столкнуться с реальным тюремным сроком. При этом номинальным директором может оказаться каждый – достаточно потерять паспорт или «купиться» на вакансию в интернете», - предупреждает Максим Курбангалеев.