Вчера, 6 февраля, самарские бармены отмечали профессиональный праздник. В связи с этим событием, мы пообщались с 25-летним барменом Александром Ивановым, который рассказал о том, каково живется, когда ты носишь галстук не как корпоративную удавку, а как аксессуар и о других тонкостях своей профессии.
Александр, как вы оказались в этой профессии?
- Когда я начал работать в «хорике», мне было 18 лет. Пришел по приколу, за компанию с другом. Нам просто не хватало денег для того, чтобы ничего не делать. После первых чаевых и после первой же смены мы сели на лавочке, в пакете было по паре бутылок пива, и подумали: «В принципе, так жить можно». Друг в общепите не остался, а для меня началось время приключений.
Как родители отнеслись к тому, что их сын – бармен?
- Мои родители, которые трудятся на протяжении всей жизни инженерами, были не рады моему выбору. «Сын работает в сфере услуг – не самая лучшая перспектива», - говорили они. Вот если бы я стал каким-нибудь проектировщиком или строителем, это другое дело (я, кстати, работал на большой стройке, но это грустная история). Поэтому я решил переехать из нашего славного Новокуйбышевска в Санкт-Петербург. Именно там я начал действительно влюбляться в ремесло бармена. Столько баров, столько всего интересного. Жизнь была насыщенна и интенсивна. Довелось даже поработать в международной компании «Ginza Project», но спустя несколько лет из-за безответной любви я перебрался в Самару. Самым запоминающимся местом работы был ресторан «Hadson» на набережной. Там мне довелось поработать с действительно редким и интересным алкоголем.
Сейчас ты стоишь за стойкой?
- На данный момент мы с другом, коллегой и просто отличным «чуваком» Максом, более известным как «Дядя Гриша», работаем уже над своим проектом, и он будет настоящим сюрпризом для самарцев.
Ходят слухи, что все бармены алкоголики, это правда? Можешь ли ты пропустить одну-другую с гостем?
- Многие бармены выпивают - это так, и не верьте, если вам говорят обратное. Ограничением является лишь чувство собственной ответственности. Выпивать с гостем или нет, угощать гостя или нет? Мое мнение всегда было основано на том, приемлемо ли это в данной локации и в данной ситуации. Если это именно бар, гость сидит действительно интересный, с ним есть о чем поговорить, то почти под закрытие заведения можно разрешить себе пропустить с ним один-два напитка. Но в большинстве случаев высшее руководство этого не одобряет, штрафует и увольняет. Возможно, как работодатели они и правы. В Самаре вообще очень искаженное понимание профессии бартентер. Никто в этом не виноват, просто так сложилось. Наверное, это потому, что большинство людей у нас не понимают, как правильно пить, что есть и что при этом говорить. А работодатели воспринимают барменов исключительно как аппарат по производству напитков, не углубляясь в истинное предназначение этой должности. Смешал банан, базилик и минералку для глупенькой мастерицы ногтей и нормально.
О чем чаще всего говорят с тобой гости?
- В большинстве случаев всегда есть о чем поговорить с гостями. Я всегда любил слушать истории о путешествиях в другие страны. Как-то один гость поведал мне о своей поездке на «Октоберфест», а я рассказывал ему интересные факты о том пиве, которое он пил на этом фестивале. А в Питере я объяснял гостю и его жене, которая пришла за ним в бар, о лечебных свойствах текилы и мескаля, тем самым оправдывая его пьянку. А потом он в благодарность сделал контрамарку в Мариинский театр, и там выяснилось, что он оперный певец. Очень интересный и харизматичный мужик.
Есть ли у вас забавные истории, связанные с клиентами?
- Интересный случай был, когда за баром у меня оказался, как я их называю «божий чиновник», колоритный священник. Он сидел попивал шотландский виски. Мы беседовали об истории христианства и религии. А я как раз до этого был в питерском буддийском дацане, а потом он уехал к проституткам.
Часто ли случается такое, что гость «кидает» на деньги?
- Платят гости всегда, в Самаре по крайней мере точно, попытки, конечно, на моем веку предпринимали, но всех быстро находили. Но в Новокуйбышевске ситуация иная. Платить-то платили, но крайне неохотно. Говорили, мол «Я Леху знаю, я ему потом сам отдам», «Ты же видишь, я на «Крузаке» приехал, я - бандит, потом заплачу». Вот моя самая любимая категория гостей — «люди, которые «косят» под сидевших». В Новокуйбышевске таких много, хотя чего можно ожидать от провинциального города? «Мальчик водочки нам принеси» — часто слышал такую фразу. Но тут возникает вопрос: «Какой я тебе мальчик, мы же учились в параллельных классах». Именно когда я работал в Новокуйбышевске, у меня выработался иммунитет к таким персонажам. Помню, такие «околосидевшие» ребята пытались «размотать» двух иностранцев на деньги в баре, присели к ним, начали выпивать, смеяться, показывать фотографии своих детей, а потом решили тихо уйти и попросили их счет объединить со счетом иностранцев. И туристы такой погром устроили. Один из иностранцев на английско-русском языке объяснял мне, что он работает начальником охраны в клубе. И как-то русские пытались разбить ему пепельницу об голову, а он с успехом разбивал барные стулья об их спины.
Часто ли оставляют чаевые? Предлагали ли расплатиться натурой?
- С чаевыми не все так легко и их не так много, как думает большинство обывателей. У нас нет такой культуры. В большинстве оставляют мужчины или ребята, которые сами работают в этой сфере. Помню, был гость, который приходил утром в бар, брал 100 грамм водки и стакан воды. На стол он клал 5 тысяч рублей одной купюрой и уходил. Это продолжалось две недели.
Часто ли девушки оставляют свои номера на салфетках?
- Номера уже не оставляют, говорят: «Напиши мне в директ». Как-то девушка фотографировала мои руки, считая их слишком красивыми. Опять же, как в Новокуйбышевске, так и в Самаре, почему-то девушка, которая сидит за баром, - это моветон. В больших городах к этому относятся по-другому. Там девушки более охотно садятся за бар и общаются, пробуют новые сочетания, новые вкусы. Самарские девушки стремятся в «випки», им дай только попускать дым от кальяна . Впрочем, я знаю пару «алкольвиц», которые по своим вкусовым предпочтениям и пониманию того, что они делают в баре, дадут фору мужчинам.
Куда вы заглядываете выпить спиртное вне работы?
- Сейчас мне 25 и после работы я еду домой, поскольку спать осталось мало, а работы завтра много. Когда был моложе, то ходил либо в соседний бар, либо туда, где работают свои ребята.
Каких мест не хватает в Новокуйбышевске?
- В Новокуйбышевске не хватает всего. Единственное хорошее заведение — «Панини». В основном в этом городе работают доставки японской еды и сплошь и рядом кальянные.
Можешь поздравить коллег с профессиональным праздником?
- Хочу пожелать коллегам не быть снобами, делиться информацией, просвещать и любить своих гостей. Всех обнимаю.