Да, со дня этого происшествия прошла уже почти неделя, однако и мы, и вы еще долго будем сталкиваться с его последствиями. Например, если фасад одного офисного здания оказался сделан из горючих материалов, то кто даст гарантии, что школы, детсады и торговые центры безопасны? Такой вопрос уже поставил видный представитель Самарской области в Госдуме Александр Хинштейн. Но обо всем по порядку. Тем более, что непосредственными участниками инцидента стали сотрудники редакции «PRO Город».
Сухие факты: Первое сообщение о пожаре по адресу Московское шоссе, 4, корпус 15 поступило в МЧС в 11:45 в пятницу, 12 марта. Загорелся фасадный утеплитель на площади 350 кв. м. Ликвидация открытого горения объявлена в 12:47. В тушении пожара участие принимали 132 человека и 42 единицы техники.
Запах гари почувствовали не сразу
Как это ни странно, но история с пятничным пожаром начинается в четверг, 11 марта. Тогда в здании офисного центра «Скала» прозвучала пожарная тревога. Причем не в первый раз за год.
«Очередная учебка», – подумали мы, спешно закрыли ноутбуки, оделись и вышли на улицу. Там было достаточно пробыть минут пять, после чего нам объявили, что опасности никакой нет. На этом все, мы поднялись в редакцию и продолжили работать.
Вполне возможно, что эта спонтанная «репетиция» стала залогом того, что на следующий день эвакуация прошла быстро и никто не пострадал во время пожара.
Когда прозвучала тревога в пятницу, мы сразу вышли из офиса – чтобы «простой» в работе был поменьше. Чувство дежавю не покидало нас до тех пор, пока мы не почувствовали запах гари у третьего этажа. Тогда мы подумали, что это закоротило проводку, но выйдя на улицу мы увидели, как буквально из стены здания на углу валит черный дым. Уже позже станет ясно: так выгорает утеплитель под пластиковыми панелями.
– Я начал вести трансляцию, стоя в 5 метрах от – как мне тогда казалось – места пожара. Тогда я не знал, что зайдя за угол я бы увидел, как пламя пожирает стену метр за метром. Но на тротуар перед парковкой было опасно выходить: от стены отваливались горящие куски утеплителя и панели.
Часть горящих обломков фасада падала на машины. Загоревшаяся стена выходит как раз на парковку. Кто успел – отогнал свою машину или оттащил чужие. Два автомобиля стояли прямо под местом возгорания, поэтому огонь быстро перекинулся на них. Одна – стоящая двигателем к стене – сгорела полностью, а вот вторая – задом, поэтому хотя бы отдаленно сохранила первоначальный вид. Восстановлению она при этом не подлежит, позже рассказал владелец.
Пожарные прибыли быстро – не более, чем через 6 минут. Машины подъезжали одна за одной. С помощью стрелы стали сбивать пламя со стены. Тогда оно уже было в нескольких метрах от окон нашей редакции. Офис наших соседей в итоге пострадал, как и многие другие. Последней от огня удалось освободить крышу.
Как такое могло произойти
– Вспыхнувший, как свечка, фасад Самарского ТЦ «Скала» был отделан «негорючими сертифицированными» материалами. Аналогичными «негорючими» фасадами в регионе отделывают многие школы, детсады и другие общественные объекты, чьим заказчиком-застройщиком выступает бюджет. Якобы, так дешевле. С учетом пожара «Скалы» считаю необходимым провести проверку пожарной безопасности объектов с такими фасадами. Соответствующие обращения направлю прокурору и начальнику ГУ МЧС области, – заявил депутат Государственной думы Александр Хинштейн.
Понятное дело, что расследование инцидента займет некоторое время. Однако уже сейчас можно сказать, что последует после него: Самару может ждать череда проверок, цель которых выяснить – так ли безопасны фасады современных домов, как мы привыкли думать.
– Сразу после ликвидации пожара специалисты, осматривая место ЧП, установили, что в облицовке выгоревшей части фасада допущены нарушения технологии монтажа фасадной системы. Кроме того, применены материалы с повышенными показателями пожарной опасности. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что «причина» заключается не в технологии как таковой, а в том, как именно эта технология была применена. В данном случае имела место подмена материалов при монтаже фасадной системы объекта, – рассказал руководитель Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Владимир Захарин.