Елена Панченкова, специалист ООО «СЭТ»:
- Наши бригады работаю ежедневно. Календарные дни поделены между районами. От администрации поступают заявки на отлов собак или кошек, по которым мы в соответствии с графиком выезжаем. Приезжают ребята, подписывают документы, начинают отлавливать. Когда получается, когда нет. Отловленных собак мы привозим в приюты, там у нас пункты передержки. Отсюда собак могут забрать их хозяева. Также часть собак передается на передержку в другие приюты. Часть собак, которых не забрали приюты, кастрируем на городской ветстанции, вакцинируем от бешенства и затем возвращаем в среду обитания. Количество собак, которое идёт на кастрацию и стерилизацию, в процентном соотношении минимальное. Попадают туда только 10 %. Часть, к сожалению, усыпляется – это агрессивные или больные собаки. Решение принимает ветеринарный врач. Трупы отвозим на завод по утилизации биологических отходов в Дубовом Умёте.
Мы стараемся найти общественный компромисс. Жители сильно расходятся во мнении в вопросе того, что делать с бездомными собаками. Кто-то ратует за их тотальное уничтожение, кто-то считает, что собаки должны свободно находиться на улицах города. Это две крайние точки зрения. На наш взгляд, сейчас нашему обществу необходим компромисс.
- У нас есть показательный адрес в Куйбышевском районе. Там живет бабушка, её знают все в этом районе. Она собачница что ли какая-то. Очень хорошо, что с нами были представители администрации, ТОСа, то есть достаточно большое количество народа. Она вышла босиком со своими собаками, с ножницами в руках и настроена была очень агрессивно. Мы объясняем, вам же проще, простерилизуют вашу собаку, но бесполезно. Это одна крайность. А в другом районе женщина постоянно пишет заявки на отлов, её не устраивает присутствие во дворе даже одной безобидной, стерилизованной и привитой собаки. Она не хочет признавать очевидный факт, что на место этой собаки придут новые, и что это будут за собаки по поведению и здоровью — неизвестно.
Но всё же, большинство жителей города оценивает ситуацию адекватно – да, полностью убрать собак с улиц город сейчас не получится при всём желании, но самое главное - изъять с улиц агрессивных и больных животных, не допускать формирования стай, стерилизовать и не допускать появления потомства, заниматься профилактикой бешенства. Приюты и волонтёры тоже активно сотрудничают с нами, понимают, что лучше гуманный отлов, чем потравы и другие варварские методы.
Нужно понимать, что мы сторонники гуманности в обращении с животными. Я сама, например, очень люблю собак. Но считаю, что каждой собаке нужен свой дом, бездомные животные являются не только угрозой для жителей, но и сами часто становятся жертвами ДТП или жесткого обращения.
Заявки к нам поступают как коллективные, так и индивидуальные. Отбор приоритетных вариантов ведёт администрация. Хотела бы здесь поблагодарить начальника отдела по благоустройству и озеленению Управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации Самары Леонида Дюгаева. Он нашу работу контролирует и помогает во всех аспектах.
- Обусловлено это тем, что оттепель сейчас. Животные вышли на улицу. Теперь их можно узреть, в морозы они прятались. Выходили, покормились, и убегали в те места, где до них не добраться. Летом придется отлавливать ещё больше собак.
- Наша бригада состоит из трёх человек. На одну машину идёт ловец-водитель и ещё два ловца. Автомобиль у нас - «Газель» с кузовом, оборудована двумя клетками — для здоровых животных и тех, у кого есть какие-то заболевания, - рассказывает специалист службы — Никита.
- Ничего страшного. Мы нашли их лежбище. Кстати, возле АЗС, автосервисов всяких часто собираются собаки. Там их потому что прикармливают, как гости, так и собственные работники. Вот и в этот раз так вышло. Будем «брать» их там, - поделились ловцы.
- Сталкиваемся и с теми, кого отравили, с теми, кого машина сбила. Есть такие, которые умирают естественной смертью, люди звонят, просят забрать. То есть подбирать трупы животных нас просят часто, как кошек, так и собак. Это всё жутко, но куда деваться. Оставлять их на улице тоже неправильно.
- Школы, детские сады, другие образовательные учреждения, детские площадки — такие заявки нужно отрабатывать в первую очередь. Потому что там находится большое количество детей и нельзя допустить, чтобы их пугали или, не дай Бог, кусали собаки, - рассказывает представитель службы отлова Армен.
- Так получилось, что на Карла Маркса я поймал собаку в петлю. Она как-то неудобно там застряла, я хотел поправить, и в итоге собака укусила меня за палец. Бывает, ничего страшного. Больше такого не повторялось, старался быть более аккуратным.
- Если вызов не подтверждается, то обследуем территорию. Тут гаражный массив, где-то есть снег, где-то грязь, на которой отпечатались следы. Может быть, найдем по ним. Вообще, у каждого времени года для отлова свои преимущества. Зимой собаку можно найти по следам, летом они часто лежат на солнце и не убегают. Нужно следить за такими моментами, - делится профессиональными советами Армен.
- В какие-то дни бывает много заявок по ним. Ничего не поделать, нужно зачищать. Неприятно лишь то, что очень много травят собак. Таких действительно попадается большое количество. Я считаю, что лучше обратиться к нам. Многие с такой работой не справляются, всё-таки в нашей компании все новички в этом деле. В начале года некоторые даже уходили из бригад. Сейчас уже команда сформировалась.
Телефоны общественных приютов для безнадзорных животных:
Телефоны по отлову безнадзорных животных в администрациях районов:
Амаль Баева:
- В приют с передержки мы забрали больше 45 собак. Из приюта в добрые руки, конечно, не так быстро забирают, большинство ещё у нас. Порядка 15-20 отловленных собак забрали прежние хозяева, может и больше .
- Она актуальна для любого города. В том числе и из-за своего социального и морального аспекта.
- На одном из недавних заседаний по данному вопросу Дюгаев озвучил цифру примерно в 5000. Думаю, это очень близко к реальности. Стоит понимать, что поскольку большинство бездомных собак не стерилизованы, число это растёт, поэтому в плане отлова цифра больше.
- В Самаре в приютах содержится примерно 600-700 собак и 200-250 кошек. На частных передержках наверно ещё сотня-две собак и кошек. Тут уже сложнее посчитать.
- Опасны прежде всего стаи. Большинство собак, которые обитают по одной-две и не сформированы в стаю, не представляют опасности. Ещё собаки и кошки могут быть переносчиками бешенства и лептоспироза (собаки). И ещё глистов.
- Визуально кажется, что столько же или немного меньше.
- Животные оказываются на улице из-за безответственности людей. Это единственная причина. Проблема бездомных животных заключается в людях. Люди бездумно заводят животных и потом их бросают, пополняя популяцию бездомных животных городе. Чтобы устранить эту причину, нужен закон об ответственном обращении с животными, наказание за выбрасывание, обязательная регистрация, стерилизация домашних животных, не представляющих племенной ценности. Нужно воспитывать в детях ответственное и доброе отношение к животным.
- Больше всего проблем с бездомными собаками там, где есть большой частный сектор и в промзонах. Это в основном связано с тем, что большая часть животных там имеют владельцев или условных владельцев (сторожа стоянок, баз), но при этом могут свободно бегать по улице и стихийно размножаются. То есть, их нельзя отловить и стерилизовать - у них есть владельцы или нельзя попасть на закрытую территорию предприятия. Но сами владельцы этого не делают.
- Есть. Не могу оценить их работу. Какой-то единой статистики нет. Но, на мой взгляд, основную роль в отравлениях играют не они, а работники коммунального хозяйства.
- Дворник вышел, раскидал крысиный яд и даже и не знает, что он теперь догхантером называется. Или есть компании, которые промышляют этим. Вызывают их куда-нибудь на предприятие, например, потравить собак-кошек. От яда, который бросает тот же дворник, травится много домашних собак.
Адвокат АБ «FORTIS» Сергей Хальченко:
- Основная проблема кроется не в мягкости наказания за совершение данного преступления, а в отсутствии принципа неотвратимости наказания. К сожалению, сотрудники правоохранительных органов, прокуроры и судьи, крайне неохотно вникают в конкретные случаи жестокого обращения с животным по причинам незначительности такой практики, тем самым и не создавая её. И это как замкнутый круг. Большая часть дел данной категории доводится до суда лишь во многом благодаря настойчивости заявителя или под нажимом общественности и/или средства массовой информации в особо вопиющих случаях.