"Навозом не пахнет!": сельские учителя Самарской области подробно рассказали о своей работе

24.09.2021, 15:53 , Служба новостей

В наше время не каждый молодой специалист, получивший образование учителя, идёт работать по профессии. Однако есть и те отважные и преданные делу люди, которые принимают на себя эту ответственность.

Молодые педагоги с готовностью возвращаются в родные школы или устраиваются в новые, и конечно же, сталкиваются с различными трудностями в своей профессии. Особенно нелегко приходится сельским учителям. Мы поговорили с молодыми преподавателями и задали им несколько вопросов, которые помогут выявить особенности жизни и работы сельских учителей.

– Тяжело ли начинать работать в сельской школе?

– Конечно, начинать тяжело, но с любыми сложностями помогал справляться завуч, она практически была моим куратором. В работе с детьми, на удивление, контакт наладился быстро, без особых усилий (Елена Данилова, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №2 С. Обшаровка)

– Мне тяжело было начинать, потому что я тогда, в 2019 году, училась на 4 курсе Педколледжа и мне приходилось совмещать написание диплома, заполнение дневников по практике и сдачу экзаменов с работой. Так как наша школа является малокомплектной, то некоторые предметы были совмещнены у двух классов, допустим, мне дали классное руководство над 3 и 4 классами и у них я вела какие-то предметы вместе, какие-то отдельно. Рабочий день сменялся подготовкой к занятиям в колледже. Это просто выматывало. (Александра Чивеленко, учитель начальных классов, МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1).

– Иногда, конечно же, было тяжело. Ведь дети бывают разные и к каждому из них необходимо найти свой индивидуальный подход, необычный ключ к каждому ребёнку. Если у ребят отношение к физической культуре позитивное, то работать с ними одно удовольствие. (Василиса Витальевна, учитель физкультуры, ГБОУ СОШ с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области)


ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка

– Помогает ли правительство молодым преподавателям, доходят ли субсидии?

– Документы на льготы коммунальных услуг я оформила сразу, мне они очень помогают до сих пор. Были и сейчас есть доплаты за то, что я молодой специалист. (Александра Чивеленко, учитель начальных классов, МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1).

– Правительство помогает, да, реализуются программы. Недавно мне пришли подъемные за то , что я уехала работать в свою школу как молодой специалист. Поэтому, правительство, на мой взгляд, делает многое, особенно для молодых специалистов, которые уехали работать в свои школы по целевым направлениям, в деревни, села… (Александра Прокофьева, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ С. Красный Яр)
– Пока не могу сказать ничего по поводу выплат, так как первый месяц работаю. Но помощь молодым специалистам оказывается, это точно. (Алина Карпенко, учитель русского языка и литературы, МБУ Школа № 20 имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева)


ГБОУ СОШ с.Красный Яр

– Назови пять плюсов работы учителем:

– Из плюсов я бы выделила возможность работать с людьми, возможность постоянного профессионального роста, возможность разрабатывать собственные программы и методики, а также, длительный оплачиваемый отпуск в летнее время и, конечно же, эмоциональная отдача от учеников и их близких. (Василиса Витальевна, учитель физкультуры, ГБОУ СОШ с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области)

– Несомненный плюс - горящие глаза детей, вклад в их будущее, возможность получать радость от работы, постоянно саморазвиваться и жить интересно. (Александра Прокофьева, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ С. Красный Яр)

– К плюсам можно отнести расширение кругозора, так как дети очень любопытны и часто спрашивают, что, почему и как. А чтобы отвечать на их вопросы, нужно много знать, поэтому я много читаю. Более того, работа учителем вырабатывает стержень и учит отчасти как общаться и находить общий язык с детьми, это я думаю, очень поможет в будущем со своими детьми. Хорошая заработная плата и возможность расти и двигаться по карьерной лестнице, получая категории, участвуя в конкурсах типа " Учитель года". (Александра Чивеленко, учитель начальных классов, МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1).


ГБОУ СОШ с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области

– Назови пять минусов работы учителем:

– Пять, наверное, назвать не получится, но вот три точно. Во-первых, однозначный минус - ненормированный рабочий день. Во-вторых, определенный дискомфорт доставляет тот факт, что тетради учеников приходится носить домой, проверять их во внеурочное время. В-третьих, сейчас, в связи с пандемией очень много ограничений, так как, работа учителем предполагает все-таки активный контакт с людьми. (Алина Карпенко, учитель русского языка и литературы, МБУ Школа № 20 имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева)

– Главный минус-большой объём работы, от подготовки до выставления оценок в АСУ РСО. Не радует и проверка тетрадей на дому (речь об учителях русского языка). Бывает сложно работать с детьми, как принято говорить, «переходного» возраста, особенно если большой класс. Еще одна трудность - давление со стороны классного руководителя и родителей, в случае если оценка, выставленная ребенку, не соответствует их ожиданиям (натянутые отличники/хорошисты). (Елена Данилова, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №2 С. Обшаровка)

– Для меня минусы - сравнительно небольшая оплата труда, большое количество работы с документами и отчетами, а также, риск быстрого эмоционального и профессионального выгорания. (Василиса Витальевна, учитель физкультуры, ГБОУ СОШ с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области)


Любимый спортзал. МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1

– Сохранилась ли в памяти особенно яркая и запоминающаяся история за весь опыт работы учителем, которой хотелось бы поделиться?


– Таких на самом деле куча, если брать в расчет последнее лето - то школьный лагерь – одна сплошная яркая история. К счастью, в этом году, лагерь был очно, а не дистанционно. Мы вместе с детьми, а это несколько классов со 2 и до 9 проводили время отлично. И в настольные игры играли, и поделки даже сделали своими руками…Весёлые старты, литературные конкурсы: 3 недели лета не прошли зря, мы очень сплотились, и наша небольшая школа стала домом для новой, сплоченной школьной семьи). (Александра Чивеленко , учитель начальных классов, МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1).

– Запомнились уроки по литературе, когда мы проходили творчество Есенина. Особенно тот день, когда ученик, который учился на 2+ и не особо интересовался учёбой в целом, оказался большим поклонником творчества этого поэта. При нарушении дисциплины, сделала ему замечание и задала вопрос: "Хочешь нам что-то рассказать о биографии Есенина?". Так вот, он рассказал! Почти весь урок провел. Каким же приятным удивлением это было. (Елена Данилова, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №2 С. Обшаровка)

– Яркая история...Теперь вся моя жизнь – большая яркая история. (Александра Прокофьева , учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ С. Красный Яр).


МБУ "Школа №20 имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева"

Таким образом, несмотря на огромное количество стереотипов, которыми обросла профессия "сельский учитель", в современном мире работа в сельской школе не сильно отличается от работы в городском образовательном учреждении. Такое же огромное количество отчетности, те же пачки тетрадей, которые необходимо проверить к утру, те же доски и мел, и даже компьютеры в классах... Разве что дети другие.