С 12 октября 2017 года Банком России в обращение введены банкноты номиналом 200 и 2000 рублей. А между тем, в средствах массовой информации периодически сообщается о случаях отказа покупателям под различными надуманными предлогами в приеме банкнот нового образца.
Что делать в таких случаях? Обращаться в Роспотребнадзор! - советует компания «Консультант Самара».
Согласно положениям пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При этом подразумевается, что выбор банкнот Банка России (также как и монет Банка России) из числа находящихся в официальном обращении для осуществления наличных расчетов принадлежит потребителю.
Это означает, что любой отказ в приеме новых обладающих всеми установленными признаками платежеспособности банкнот Банка России номиналом 200 и/или 2000 рублей в счет оплаты тех или иных товаров (услуг) должен рассматриваться как противоправное действие, ущемляющее права потребителей и необоснованно воспрепятствующее заключению договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
К тому же, Роспотребнадзор пригрозил бизнесу наказанием за подобные нарушения. Размер штрафа зависит от того, как проверяющие квалифицируют это нарушение.
Наиболее вероятно, что усмотрят нарушение ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ: продавец не обеспечил возможность оплатить товары, работы, услуги наличными. Юрлицу придется заплатить штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., должностному лицу — от 15 тыс. до 30 тыс. руб.
Если усмотрят ущемление права потребителей, штрафы будут меньше: для юрлиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
Информация Роспотребнадзора от 17.01.2018