Алия Сулейманова живет в Самаре, имеет несколько дипломов, является членом Ассоциации сексологов, и ведёт свою страницу в Instagram. Она рассказала о тонкостях своей профессии, необычных случаях и кто обращается к сексологам.
Кто такие сексологи и в чём заключается ваша работа?
- Я занимаюсь психологическим консультированием в сфере сексологии, то есть я психолог-консультант. Чтобы было понятнее - сексолог - это врач. Если брать по законодательству, это врач, у которого есть образование по лечебному делу или педиатрии, и он прошёл проф переподготовку на сексологию или двухлетнюю ординатуру в психиатрии, тогда он становится врачом-сексологом.
Другое направление психология. Я - психолог. Это может быть либо человек с высшим образованием в психологии, либо с высшим любым образованием, но получившим диплом о профпереподготовке с присвоением квалификации психолог. У меня есть все необходимые дипломы, они выложены на сайте и закреплены в актуальном.
Какие знания необходимы для работы?
- Для этой работы необходимы знания общей психологии, анатомии человека, в частности, мочеполовой системы, анатомия и физиология нервной системы человека. Хотя бы на базовом уровне знания должны быть, чтобы понимать процессы, происходящие в организме.
Также специалист должен придерживаться процессов психологической школы, в рамках которой он консультирует. Можно использовать мультимодальный подход, как это делаю я. То есть использую различные подходы в зависимости от того, какой случай у человека, чтобы повысить эффективность работы. Психоаналитические техники, Гештальт-терапия, когнетивно-поведенческая терапия, эмоционально-образная терапия, гипнотерапия.
Я обучалась различным направлениям, чтобы сделать работу максимально эффективной.
В Самаре много специалистов-сексологов?
- В Самаре я знаю лично только одну девушку, которая также консультирует в сфере сексологии, мы с ней также являемся специалистами по половому воспитанию. Я консультирую родителей по вопросам полового воспитания, если у них есть вопросы, которые связаны с детьми.
Например, если маленький ребёнок мастурбирует, или рассказать ребёнку, откуда он взялся, про личную гигиену, гормоны, как рассказать мальчикам о спонтанной эрекции, как рассказать девочкам о месячных, о контрацептивах. По таким вопросам я консультирую родителей, чтобы они знали, как говорить с детьми.
Что означает членство ассоциации сексологов?
- Я являюсь членом ассоциации сексологов и членом ассоциации специалистов по половому воспитанию. Психолог должен принадлежать к какой-то своей профессиональной ассоциации, в направлении которой он работает.
Поскольку я консультирую в сфере сексологии в ассоциации сексологов, чтобы если клиент оказался недоволен или он считает, что его права нарушены, то он мог обратиться в соответствующую ассоциацию, к которой относится психолог, чтобы человек мог обратиться с жалобой или требованием. В этическом комитете разбирают эту ситуацию. Специалиста могут исключить из ассоциации либо объяснить клиенту, в чём он был неправ, чтобы клиент мог понять ситуацию в целом.
Вы консультируете клиентов только онлайн или предпочитаете встречаться лично?
- Консультирую и онлайн, и очно. В Самаре есть такие люди, которым требуется помощь по таким вопросам, и это актуально по всей России и не только. Я консультировала также на английском языке жителя Индии, где вообще подобное не распространено и люди не знают, к кому обратиться.
На эффективность выбор формата онлайн не влияет. Единственное, что некоторые техники гипноза можно провести только находясь рядом с клиентом. Сейчас большинству клиентов наиболее удобно онлайн, поскольку нужно тратить время и деньги на дорогу. А так можно сесть у себя дома, в комфортном месте. Но кому- то для установления контакта важно прийти лично. Я не против, мне нравится консультировать и очно в том числе.
Назначаете ли вы медикаменты или только говорите с клиентом о проблеме?
- Я не назначаю медикаментов, поскольку я не врач. Если человек приходит к врачу-сексологу, то тот имеет право назначить лекарство. Я не имею права осматривать тело клиента, я не прошу его раздеваться, что-то показывать, поскольку это запрещено законодательством.
Поэтому я могу рекомендовать обратиться к урологу, к эндокринологу, гинекологу, психиатру, и он назначит соответствующее лечение, если я вижу по опросу, что что-то не так со здоровьем. Если клиент жалуется на боли, то я в первую очередь рекомендую обратиться к врачу, чтобы исключить органические причины. Если человек окажется полностью здоров, тогда мы работаем с головой, с психологическими причинами.
Кто к вам чаще обращается?
- Ко мне одинаково обращаются и мужчины, и женщины, пары обращаются реже.
Пары в основном приходят с инициативы женщины. То есть женщина пишет, хочет назначить встречу, но в конце концов они сливаются, очень редко действительно приходят.
Подростков я не консультирую, хотя поступают вопросы от подростков. Но согласно законодательству именно в сфере сексологии это тонко и опасно для меня как для специалиста. Мне нужно брать разрешение у родителей для того, чтобы консультировать подростков. Я могу проконсультировать родителей, чтобы они знали, как поговорить с подростком.
Были случаи, когда к вам обращались подростки?
- В основном подростки мне пишут в Инстаграм по поводу первого полового акта, что что-то пошло не так, было больно или не получилось, нормально ли это, куда обратиться, могу ли я помочь.
Но без разрешения родителей я не имею права консультировать детей в сфере сексологии или на меня могут подать в суд. Я предлагаю бесплатный телефон поддержки для подростков и родителей для психологической помощи. Либо я предлагаю взять разрешение у родителей. Но в такой сфере подростки не рискнуть подойти к родителям.
Если они спрашивают у чужого человека, значит с родителем они точно не могут поговорить.
С какими проблемами обращаются чаще всего?
- Мужчины чаще всего обращаются с проблемами эрекции, не связанными со здоровьем, когда эрекция пропадает перед началом введения члена во влагалище.
Это связано со страхами, с тем, что мужчина опять себя накручивает, вспоминает прошлые эпизоды и тогда происходит то, что происходит. Мы работаем с прошлыми эпизодами, прорабатываем его, прописываем позитивный опыт, и всё хорошо работает.
Женщины в основном обращаются с отсутствием сексуального желания, часто бывает после родов или без них. И с отсутствием оргазма - это наиболее частые обращения.
Какая самая неординарная проблема была у вас в практике, с которой к вам обращались?
- Самый необычный случай был, когда ко мне обратился мужчина сорок плюс с вопросом, чтобы я помогла найти ему девушку за деньги. Он спрашивал, на каких сервисах это безопасно, чтобы дело не дошло до полиции. Для него было важно, чтобы не пришла полиция и чтобы всё было безопасно.
Приходилось ли вам общаться с жертвами изнасилования или психически нестабильными людьми?
- Профессия довольно широкая. Здесь невозможно получить диплом один и всё, поскольку при консультации у человека может быть такое количество причин и последствий, для решения которых необходимо иметь знания во многих областях: работа с обидами, с изменами, с родителями, работа с травмой, ситуация с изнасилованием. У меня была девушка, у которой был такой опыт. Я владею методами переработки и мы с ней это переработали, теперь у неё всё хорошо.
Нужен особый подход при травматических ситуациях, поскольку травма может вскрыться и последует ретравматизация. Важно работать с сознанием дела и подключать ресурсный опыт, чтобы, когда убрали негатив, дыру можно было бы заполнить позитивными воспоминаниями, мыслями.
В целом люди с шизофренией, с биполярным расстройством личности, с диагнозами патологии, они не обращаются к сексологам, хотя сексологические проблемы у них есть в том числе.
Их первый врач, с которым они работают - это психиатр. Если нет патологии, то с ними работает клинический психолог, для этого также нудно иметь дополнительное образование.
Я работаю с условно-здоровыми людьми, без сильных расстройств личности. Например, если у человека есть клиническая депрессия, то параллельно он должен консультироваться у психотерапевта - врача и принимать медикаменты. Тогда мы с психотерапевтом будем работать в паре. В этой сфере важна коллаборация.
Какое отношение жителей Самары к теме секса? Есть ли разница с жителями других городов?
- Честно говоря, я не заметила разницу отношения к сексу жителей Самары и других городов. То есть обращаются с разных городов, областей и регионов. Проблемы не отличаются, как и отношение.
Есть люди, которые готовы с этим работать, которые осознают проблему, что её можно решить. Тогда они находят специалиста. А есть такие, которые не осознают проблему, не знают, что её можно решить или пытаются решить проблему таблетками, что зачастую не помогает. И они могут не знать, что есть такие специалисты в сфере сексологии.
Клиенты охотно рассказывают о проблемах или необходим особый подход?
- Люди разные, кто-то спокойно рассказывает о своей проблеме, не переживая. Всё зависит от типа личности. Кто-то очень стесняется и необходимо задавать вопросы, постоянно вытягивать информацию, чтоб узнать что-то новое. Для меня важно очень много деталей и на первых двух-трёх встречах я узнаю подробности, чтобы выстроить стратегию работы, выяснить, в чём причина и выстроить гипотезу.
Мне необходимо задать направляющие вопросы, заполняю анкету, чтобы знать всё об интимной жизни человека.