Когда вы начали заниматься общественной деятельностью?
Вы знаете, отправную точку сложно найти. Я как-то услышал, как один телеведущий сказал, что задача его программы в том, чтобы человек посмеялся, отдохнул и спокойно ушел, а воспитывать это не их дело. Тогда я подумал: «Чье же?». Конечно, общественности.
Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.
В 2011 году мы, тогда ещё группа единомышленников, разработали программу ответственного обращения с животными в Самаре. Благодаря её реализации в этом году, по сравнению с 2011 годом, стало в три раза меньше укусов собаками. В три! Сегодня у нас наименьшее число укусов на долю населения среди всех российских миллионников.
Потом мы внесли предложения о борьбе с аллергенными растениями. Эти меры поддержал губернатор, департамент благоустройства разработал программу по борьбе с ними. В 2013 году было ликвидировано более 200 га зарослей. Это рекорд за всю историю города.
"Сегодня уже вывезено более 400 машин"
Примерно тогда мы основали наш Центр. Затем были инициативы о вывозе бесхозных автомобилей. Сегодня уже вывезено более 400 машин. Инициативы по публичным слушаниям, по организации работы общественных советов, и другие.
В этом году мы открыли сайт «Грамотныйгорожанин.рф», где собраны рекомендации для граждан, ставших свидетелями нарушений: инструкции как и куда грамотно обратиться, образцы заявлений и другая информация, чтобы не получить отписку, а добиться результата.
В чем мотивация?
Я могу еще вспомнить, когда мы участвовали в выставке общественных организаций, подошел дедушка, он сказал, что у него жена – аллергик. И он последние 15 лет сам вокруг дома выкашивал для нее амброзию. Представляете? А в этом (получается 2013) году её выкосила администрация. И в этом есть и наш вклад.
"Это другая лига"
Для чего Вы завели блог?
Блогинг для меня не приоритет. Мне интереснее что-то улучшать, чем описывать. Это настолько второстепенное дело, в общем, я не блогер. В просветительских целях я рассказываю сообществу об инициативах, публикую размышления, опыт других городов. Есть "живые журналы" гораздо интереснее, чем у меня. Среди блогеров есть настоящие профессионалы, которые делают красивые фото и хорошо пишут, соблюдают нейтральную точку зрения.
В блогерстве ведь это не главное. Они как журналисты освещают проблемы. Часто их идеи развивают другие. В какой-то степени они тоже общественники.
По сути блогер это частное лицо. Нельзя же его сравнивать как журналиста, например, с газетой. Это не сопоставимо ни по работе, ни по аудитории. Потому что газета – это профессионалы, а блогер – любитель. Это другая лига. Есть люди, которые используют блог как площадку для своей общественной деятельности. Но общественные организации – это системная и постоянная командная работа. Общественная организация не уйдёт в отпуск и не заболеет. Это другой уровень, другая лига, если хотите.
"Мы изучили опыт других городов"
Какие есть направления в вашей деятельности?
Сейчас мы работаем над совершенствованием нормативной базы и её применением, как говорят юристы – правоприменительной практикой. Разрабатываем алгоритмы, схемы – решения.
Первое направление работы – возврат статьи и административного штрафа за парковку на газонах. Она запрещена и сейчас, но образует другие составы правонарушений (загрязнение территории, порча имущества, проезд по тротуару и т.п.), из-за этого трудно выстроить системную работу по пресечению таких нарушений.
Раньше такая статья была, но формулировка была неудачной и противоречила федеральному законодательству. Мы изучили опыт других городов, где нашли более удачный вариант и уже предложили её в план законотворческой деятельности Самарской Губернской Думы. В ближайшее время мы закончим сбор писем от заинтересованных сторон, экономическое обоснование, и поправки будут внесены.
Второе направление актуально как раз зимой. Не секрет, что находятся ушлые граждане, которые пытаются объехать пробку по выделенным трамвайным путям. В таких случаях машина практически всегда застревает и блокирует движение трамваев. В Волгограде этих граждан привлекают по ст. 20.18 КоАП РФ, штраф по которой, между прочим до 100 тысяч рублей, ещё и обязательные работы. Мы распространим эту практику и на Самару.
"Первому, кого привлекут этой зимой, мы планируем вручить открытку за помощь в наполнении бюджета"
Из чего складывается штраф?
ТТУ направляет заявления в органы внутренних дел. Составляется протокол. Оспорить решение будет очень трудно: ведь есть все доказательства. У трамвая есть регистратор, GPS точка, свидетели. Все эти материалы прилагаются. В суде есть смысл только плакаться о своем материальном положении, может, суд назначит наказание пониже. Но лучше не нарушать, потому что кроме штрафа может быть предъявлен еще и гражданский иск о возмещении убытков за простой трамваев, это практикуется в Самаре уже несколько лет. Первому, кого привлекут этой зимой, мы планируем вручить открытку за помощь в наполнении бюджета.
А проблема незаконных гаражей?
Это не наша инициатива, но мы её всецело поддерживаем и поможем городской администрации в её реализации в части выявления и общественного контроля на работой.
Постановление принято на редкость хорошее. Порядок такой. Сначала формируется реестр объектов без правоустанавливающих документов. Потому ведется поиск владельца. Найти владельца в целом не сложно. Если он найдет – его через суд обяжут вывезти гараж. Если не вывезет – вывезут городские службы и взыщут с него стоимость вывоза со штрафами.
Фото: kuban.kp.ru
Если владелец не будет найден, тогда всё ещё проще – информацию о розыске наклеят на гараж и опубликуют в прессе, если владелец не объявится – гараж вывезут, а после нескольких месяцев признают бесхозным, обратят в муниципальную собственность и утилизируют.
Я советую всем владельцам гаражей в самое ближайшее время вывезти их самостоятельно. Ведь если гараж вывезут муниципальные службы, согласно порядку, вам не отдадут содержавшееся в нём имущество, пока вы всё не оплатите. А оплатить придётся много: расходы на вывоз и хранение, аренда за все годы, штрафы и т.д. В общем, ещё будете благодарить меня за этот совет.
А можно ли наказать водителей, которые паркуются перед подъездом так, что мешают пешеходам или закрывают выезд другой машине?
В этом случае нужно обратиться в ГИБДД, поскольку налицо нарушение ПДД. Если помехи создаются пешеходам, то это ст. 12.19 п. 1 КоАП РФ – штраф 500 рублей, а если не может выехать автомобиль, то штраф уже 2 тысячи рублей. Можно зайти на сайт «Грамотныйгорожанин.рф», там взять образцы заявлений и есть все инструкции, как отправить его в ГИБДД через интернет-приемную. Следует указать свои контактные данные, место, время нарушения, номер машины, отметить, что вы свидетель. Нарушителю придет штраф. А штраф – лучший воспитатель.
"Для бюджета это мелочь"
В «Твиттере» Вы как-то намекнули, что в Самаре можно установить остановки с отоплением. Это вызвало такую бурную негативную реакцию, потому что якобы платить за них будут сами граждане.
Это была просто мысль для обсуждения. Тут, конечно, далеко до проработанного проекта. И вот что я скажу, какую идею не предложи – всегда найдутся недовольные. Даже лавочку поставить, казалось бы, – обязательно кто-то будет возмущаться. Также и тут.
Какой-то человек возмущался, что в бюджете нет денег. Как выяснилось, бюджет он никогда и не видел. Если вам говорят, что «нет денег» или «нет полномочий» - это просто от нежелания работать. Отапливаемая остановка – это не орбитальная станция и не двухуровневая развязка. Для бюджета это мелочь.
А бюджет для того и нужен, чтобы какие-то полезные вещи финансировать. Не только богатая Москва, уже даже маленький Якутск ставят отапливаемые остановки. Самаре это вполне по карману, нужно только желание и работа. Вот я и предложил, установить для начала хотя бы одну, чтобы не ударить лицом в грязь перед делегациями FIFA.
Фото: www.topclimat.ru
"Когда будут раскапывать – найдут труп, на целый день работа остановится"
На таких остановках могут спать бомжи.
Да есть вандализм, есть бомжи. Бомжи могут спать там, но разве лучше, если они будут спать на улице, отморозят ноги, а потом будут спать в больнице среди пациентов? Или будут спать в теплотрассе. А они регулярно там задыхаются. Когда будут раскапывать – найдут труп, на целый день работа остановится. Даже если вас их судьба не волнует – без тепла в это время как раз вы и будете сидеть...
Наличие бомжей – это серьезная самостоятельная проблема, а не повод ничего не делать, как любят наши чиновники. Везде есть бомжи. В европейских городах их полно. Тут вот какая штука – если теплая остановка одна на весь город, там наверняка будут бомжи. А когда пара сотен остановок будут такими, ну будут в пяти из них спать бомжи, этого никто и не заметит.
Но, я повторюсь, это была просто мысль для обсуждения.
Фото: newparkculture.com
"Законопроект, который распространит Самарский опыт на всю страну"
Какой проект в Самаре был самым успешным?
Это очень сложный вопрос. Есть проекты, которые мы сделали почти полностью, но они небольшого масштаба. А есть какие-то проекты, где наш вклад небольшой, но общий результат велик.
Первым можно отметить портал «грамотныйгорожанин.рф», о котором шла речь выше.
Вторым – общественный контроль ремонта дорог. В прошлом году мы выдвинуты предложение, чтобы представителей общественности включили в комиссии по приемке ремонтных работ. Чтобы это были не просто экскурсии, а именно участие в процессе приемки.
Фото: you-samara.ru
Этой работой занялась организация Аркадия Лазарева. Люди, которые не являются специалистами в строительстве, не получающие за это денег, смогли добиться, чтобы не принимались работы на сумму в 16 млн рублей, и внесли замечания к работам на сумму в 200 млн. В этом году цифры больше.
И несколько дней назад депутат Александр Васильев, после совещания с Лазаревым внёс в государственную Думу законопроект, который распространит Самарский опыт на всю страну.