Весной 1967 года из заводских цехов подмосковного Ликино-Дулева вышли опытные автобусы, которым в будущем предстояло стать «лицом» общественного транспорта российских городов на ближайшие десятилетия. Это были ЛиАЗы-677 - новейшая разработка советских инженеров. «Новому слову» автопрома в 2017 году исполняется 50 лет.
Первые ЛиАЗы начали поступать в Куйбышев в конце 1960-ых годов, то есть, как и во все города-миллионники СССР. Позже к городским маршрутам добавились и пригородные, на которых работали автобусы с увеличенным количеством посадочных мест.
ЛиАЗ-677 на маршруте №11 на конечной ул. Аэродромная (Дом Молодёжи). Начало 70-х гг.
О массовости использования этих машин в Самаре в «домаршруточную» эру говорит тот факт, что в 90-ые годы их их эксплуатировалось несколько сотен. А ведь это были крупные и полноразмерные автобусы.
При упоминании 677-ых люди часто вспоминают их вальяжность в поворотах и характерный звук, напоминающий звон бутылок. Старожилы говорят, что первое было особенностью мягкой пневмоподвески. А вот звон под полом был связан с конструкцией кардана, который со временем начинал издавать характерный звук.
Привычные куйбышевцам, а потом и самарцам, ЛиАЗы тихо ушли на покой в 2010 году. Прожорливые и нерентабельные «луноходы» стали массово сниматься с рейсов на всем постсоветском пространстве с 2004 года. «Старички» ушли бы и раньше, но экономическая ситуация не позволяла их отправить на покой.
В 2011 году на территории МП «Пассажиравтотранс» торжественно открылся памятник ЛиАЗу. ЛиАЗ-677М, установленный на постаменте, стал немногим из сохранившихся автобусов из большого парка подмосковных машин. Этот экземпляр в 1993 году был собран из машинокомплекта в Самаре силами механиков автобусного депо. Несмотря на то, что на автобусе указан маршрут №2 - старейший в городе - он работал на 38 и 55 маршрутах. Отработав до 2010 года, ЛиАЗ был отремонтирован и «замузеен». С тех пор он встречает работников МП за проходной.
Дмитрий Шаповалов, работающий водителем автобуса в самарском МП «Пассажиравтотранс», начинал свою трудовую биографию в 1993 году за рулем ЛиАЗа. Он с теплотой отзывается о легендарной машине:
ЛиАЗы были простыми в управлении и ремонте. Любую поломку в пути можно было легко исправить. На моей памяти ни для одного «лунохода» не приходилось вызывать тягач. Пусть они ломались, но до парка добирались своим ходом. Электроники сложной не было в нем. Практически все зависело от водителя. Например, у меня по много месяцев не было ни одной поломки. Запомнилась одна история на дачном маршруте. На конечной остановке у Черновского водохранилища машина глохнет и не заводится. Что делать? Как бы смешно это ни звучало, но я стал разговаривать с автобусом, и буквально через 5 минут он завелся.
Работалось за рулем нормально. Единственное, чего недоставало, - это кондиционера. Пассажиры тогда были неизбалованные комфортом и не жаловались.
Трудно ЛиАЗ сравнивать с нынешними автобусами - это я вам как водитель говорю. Скачок по комфорту и удобству большой. Конечно, я бы прокатился за рулем ЛиАЗа, лучшие годы я откатал на нем, но работать в современном дорожном потоке будет сложно. Машина была мягкая и теплая для пассажиров. Мы и сейчас эту модель вспоминаем добрым словом.
Кстати, ЛиАЗы до сих пор можно встретить на дорогах Самарской области. На некоторых предприятиях их используют, как служебный транспорт.