Марии Кирилловой 21 год, она учится в Самарском университете на факультете бизнес-информатики, подрабатывает фотографом в студии и уже успела поуправлять самолётом. Интерес к авиации у неё появился ещё со старшей школы, что привело к желанию попробовать себя в качестве пилота. Мария рассказала, какого было управлять А-27, сколько длится подготовка и как в Самаре можно получить возможность полетать.
Как ты узнала о том, что есть возможность полетать на самолёте?
— Наш университет предоставляет много возможностей студентам, в их числе оказался и аэроклуб. Моя подруга на первом курсе загорелась этой идеей и рассказала мне о клубе, где можно полетать на А-27. Это лёгкий, многоцелевой самолет, предназначен для выполнения учебно-тренировочных, патрульно-инспекционных, туристических полетов.
Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 метров днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонных ВПП. Я без раздумий приняла решение, что хочу туда пойти. Но по личным причинам, а потом из-за ковида затею пришлось отложить на пару лет. И в 2020 году мне удалось туда попасть.
Тебя подготавливали к полёту?
— Нам преподавали теорию, несколько раз мы ездили на аэродром, где нам детально показывали самолёт, его устройство, как его запускать. Практическая и теоретическая часть позволили мне сдать экзамены. В случае провала, естественно, ни о каких полётах можно было и не мечтать. Нам предстояло освоить такие знания как конструкция самолёта, метеорологию, основы управления. Письменный зачёт давал допуск к устному, где инструкторы общались с тобой, проверяя знания и готовность к пилотированию. Свой полёт я совершила спустя полгода подготовки.
Где организовывали полёт?
— Мы летали над аэродромом Бобровка. Отдельная история это то, как мы туда добирались. Было жаркое лето, свой путь мы начали в 6 утра. Добираться до места пришлось сначала на электричке, потом жарились на солнце, когда ожидали маршрутку в Кинеле до Бобровки. Дальше пришлось идти пешком тридцатиградусную жару через поле. На тот момент я больше боялась наступить на змею, нежели самого полёта. Но, чего не сделаешь, чтобы осуществить свою мечту.
Ты боялась перед полётом?
— Было скорее волнение, чем страх. Страх наступил, когда инструктор отпустил руки от своего штурвала и сказал «Ну, теперь давай сама». Надо сказать, что управление подразумевало наличие двух пилотов, поскольку самолёт учебный, то есть им могли управлять как инструктор, так и я сама равнозначно. Взлёт и посадка самое сложное в управлении самолётом. Сначала инструктор поднимает самолёт в небо, задаёт несколько уточняющих вопросов, а потом даёт тебе управление, отпуская руль. Эмоции не передаваемые.
Сколько длился полёт?
— Вообще на каждого человека выделялось 20 минут, пока остальные ждали своей очереди рядом с посадочной полосой. Но у меня вышло несколько дольше. Мы набрали высоту в пятьсот метров. Я пробовала поворачивать самолёт — пробовала делать крен на 40, крен на 60 с инструктором, а потом я сама выполняла крен на 30. Особенно страшно было на снижении, мне не хотелось этого делать. Пока летели, инструктор проверял меня на знания, рассказывал истории про себя и свои полёты. Чувствовалась ответственность, ведь именно я управляла самолётом и от меня зависели исход полёта и наши жизни. Могу сказать, что это было скорее приятное ощущение. Чувства, что мы упадём не было. Сравнить с чем-то ощущения сложно, я считаю, что подобное надо испытать на себе.
Ты бы хотела ещё раз побыть в роли пилота?
— Безусловно. Я была готова попробовать ещё раз сразу после полёта. Но спустя время, конечно, хочется управлять чем-то более интересным, чем учебный самолёт.