Передача акций Renault, господдержка и нехватка компонентов: что происходит вокруг АвтоВАЗа на фоне санкций в марте 2022 года

30.03.2022, 18:09 , Служба новостей

Французский автопроизводитель Renault рассматривает возможность передачи своей доли в АВТОВАЗе местному инвестору в качестве варианта ухода с российского рынка. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на собственные источники.

Renault принадлежит 68% в тольяттинском автогиганте, оставшиеся 32% — у ГК «Ростех». По данным агентства, передача доли позволит освободить иностранный автоконцерн от юридических обязанностей. При этом Renault не сможет передать своей пакет бумагу «Ростеху», поскольку последний находится под западными санкциями.

23 марта Renault заявило о приостановке работы на своем производственном предприятии в Москве. Завод в столице производит модели Renault Duster, Kaptur, Arkana и Nissan Terrano. Производитель тогда также сообщил, что будет решать, как распорядиться своим «вазовский» пакетом. Компания пообещала «действовать ответственно по отношению к 45 тысячам своих сотрудников в России».

Почему ушел Renault?

В отличие от, например, Auchan и Leroy Merlin, компания Renault приняла решение остановить деятельность в России. Это произошло после видеообращения президента Украины Владимира Зеленского в парламенте Франции, где он призвал французский бизнес покинуть рынок РФ из-за проведения Россией военной спецоперации по демилитаризации и денацификации Незалежной. Поэтому, считают эксперты, данный шаг (уход с рынка России) был скорее политическим и очень тяжелым для французов.

Крупнейшим акционером Renault является правительство Франции, а значит действия этого автоконцерна можно расценивать как официальное решение кабмина Пятой Республики.

Золотая жила

Российский рынок сбыта является для Renault вторым после самой Франции, и как подобная остановка деятельности скажется на дальнейшей судьбе компании, пока вопрос открытый. В это трудно поверить но факт – группа «Рено» продает в России машин больше, чем в Германии, Италии и Бразилии вместе взятыми.

Renault является наиболее уязвимым мировым автопроизводителем от российского рынка, отмечает Bloomberg. Это уже вызвало обеспокоенность инвесторов и привело к тому, что кредитные рейтинговые агентства предупредили о «нехороших перспективах инвестиций». В частности, Standard & Poor’s утвердила негативный прогноз по компании.

Фото: ru.investing.com

Акции Renault с момента начала спецоперации России на Украине уже потеряли около 25 процентов.

«Мы обеспокоены способностью поддерживать хорошие показатели в свете вероятных перебоев с поставками, более высоких затрат на ввод и зависимости от европейского автомобильного рынка, который может пострадать от российско-украинского конфликта», - говорится в заявлении Renault.

АВТОВАЗ выпускает два самых продаваемых автомобиля в России - оба под брендом Lada, который занимает около 20 процентов российского рынка. Renault получила около 10% своей выручки из России в прошлом году, а АвтоВАЗ получил прибыль.

Фото: Пресс-служба АВТОВАЗа

Специальные меры

25 марта АвтоВАЗ сообщил, что с 6 июня 2022 года вводит режим неполной 4-дневной рабочей недели на тольяттинской и ижевской промплощадках.

Спецрежим будет действовать 3 месяца, он распространяется на 100% сотрудников АВТОВАЗа, отмечалось в сообщении автозавода.

С начала текущего года заводом были приняты все возможные меры для обеспечения сохранения рабочих мест. В частности, было принято решение перенести летний корпоративный отпуск на 4-24 апреля, пообещав приложить «максимум усилий для восстановления цепочек поставок комплектующих». Сейчас на АВТОВАЗе ведется активная работа по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями.

Компания также готовит спецверсии некоторых моделей LADA, которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих.

Фото: Пресс-служба АВТОВАЗа

Для сохранения уровня доходов сотрудников в период 4-дневной рабочей недели, руководство АВТОВАЗа совместно с губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым обратились за поддержкой в Правительство РФ с просьбой о выделении средств для организации временных и общественных работ, в том числе на площадке индустриального парка АВТОВАЗа. Предполагается, что 5-й рабочий день оплатят за счет федерального бюджета. Данные средства уже выделены.

На контроле у властей

Как уже сообщал «Прогород Самара», 24 марта Азаров рассказал о планах АВТОВАЗа по созданию единого автосборочного производства. Сегодня на заводе три конвейера, в ближайшее время будет подписан приказ о их объединении. Также глава региона рассказал о решениях, принимаемых для регуляции поставок комплектующих. Речь идет о поиске альтернативных поставщиков и импортозамещении. Эти моменты сейчас активно прорабатываются со странами-партнерами, в том числе, из Азии. Для принятия оптимальных решений активное содействие правительству самарской области оказывает федеральный Минпром.

«АВТОВАЗ - крупнейший трудовой коллектив, на который завязан целый ряд предприятий малого и среднего бизнеса. Для региона — это ключевое предприятие», - отметил Азаров.

Сейчас на АВТОВАЗе в режиме неполной занятости находятся около 8 тысяч сотрудников. По данным самарского Минтруда, сегодня руководство предприятия совместно с властями ищет варианты выхода из сложившейся ситуации, работу завод не прекратит, также как и поиск других поставщиков.