Летом открывается сезон для многих видов спорта. Особенно популярными становятся полеты на параплане, несмотря на то, что это совсем не дешевое занятие. Корреспондент встретился с пилотом самарского парапланерного клуба «Высота» Романом Козвониным, который рассказал об экстремальных ситуациях, где можно и где нельзя летать.
Когда начал заниматься полетами?
Вообще я с детства летал, потому что у меня отец был военным лётчиком. Иногда он брал меня с собой на аэродром, когда мне было лет 5-7. Так что любовь к небу у меня в крови. Потом в начале 2000-х я увидел по телевизору самарских парапланеристов. Именно в тот момент я решил, что парапланы это самый доступный способ перемещаться по воздуху, а через 10 лет, созрев для этого занятий, вступил в ряды клуба «Высота», и уже летаю 5 лет.
Как прошел первый подъем в небо?
Несмотря на то, что я учился на мотопараплан, в курс моей подготовки входили полёты на параплане без мотора на горе в селе Большая Раковка. Когда я приехал первый раз на гору, мне не дали взлететь. Я расстроился, ведь крыло вышло, осталось только сделать несколько шагов к краю горы, но команда тренера прервала мой разбег. Первый полёт я помню как сейчас, я взлетел 14 июля, оторвался от земли и ощутил это прекрасное чувство полёта.
Что входит в подготовку, и сколько времени она занимает?
Это зависит от индивидуальных особенностей человека, желания обучаться и слушать инструктора. Чтобы выучиться и сдать экзамен по полетам с мотором мне потребовалось два с половиной месяца. В тот момент я был студентом, и у меня было много свободного времени. Сначала нужно изучить крыло и все его элементы, а также навыки контроля крыла - подъём, движение с поднятым крылом, гашение крыла. Когда ученик отточил необходимые навыки, его везут на гору, где инструктор оценивает готовность к полету. Если пилот готов, он отрабатывает основные элементы полёта - взлёт, посадку, маневрирование. Для тех, кто учится на полеты с мотором, полёты на горе длятся не долго, лишь до освоения базовых навыков и затем занятия проводятся с мотором в поле. До первого полета на горе я занимался месяц, а через полтора взлетел с мотором.
Дорого стоит это увлечение?
Это зависит от того, что предлагает клуб. Например, наш предлагает все оборудование в аренду. Есть клубный взнос, который можно заплатить, чтобы пользоваться оборудованием для свободных полётов и он в районе 10 тысяч рублей в год. Для моторных полетов арендная плата рассчитывается по времени и стоит 1000 рублей в час. О стоимости нового комплекта для моторных полётов можно сказать следующее: вместо покупки хорошей машины, я все деньги вложил в свое хобби и езжу на «Ладе». Обучение стоит примерно как в автошколе на категорию B.
Чем параплан отличается от дельтаплана?
Дельтаплан имеет жесткую конструкцию, поэтому он быстрее. Но он менее устойчивый как летательный аппарат, у него есть критические моменты. Параплан в этом смысле самый безопасный аппарат. Если ты выбрал правильные погодные условия, то тебе практически ничего не угрожает. Параплан самый безопасный сверхлёгкий летательный аппарат. При отказе мотора он легко обеспечивает плавную аварийную посадку и гарантирует целостность пилота и оборудования. Мы зачастую садимся именно с выключенным двигателем. Дельтаплан при таких условиях может привести к тяжелым последствиям как для пилота, так и для установки. К тому же для взлета и посадки параплана достаточно небольшой полянки. Дельтаплану же необходим полевой аэродром.
При какой погоде можно летать?
Есть два вида парапланеризма – свободные полеты и моторные полеты. Для свободных нужен ветер, гора, чтобы летать в динамических восходящих потоках создаваемых горой, и термическая активность, чтобы можно было улетать на дальний маршрут. Я же увлекаюсь моторными, поэтому мне нужна тихая погода с ветром – до 3 метров в секунду. Полёты в основном проходят утром и вечером
А зимой?
Зимой нет термических восходящих потоков, есть только ветерок, поэтому на гору нужно добираться по сугробам на лыжах. Конечно, у нас есть энтузиасты, которые любят трудности. С мотором зимой летать без проблем, главное тепло одеться.
Есть какие-то ограничения для пилотов: рост, вес физподготовка?
Ограничений нет. Рост и вес совершенно неважны. У нас занимаются люди с разным весом, 100 и 120 кг. Хорошая физподготовка не помешает. Если ее нет, тяга к полетам поможет ее обрести.
Алкоголь нельзя пить перед полетами?
У нас нет жесткого контроля, как в автомобиле. Каждый несет ответственность за себя. Если человек выпил бутылку пива и полетел, то он должен сам думать о последствиях. Пилот выбирает погоду, маршрут и свое состояние. Здесь может сыграть роль даже головная боль. Она может повлиять на принятие решений в полете.
Можно летать после плотного приема пищи?
Лично могу сказать, что перед полетами почти не ем. Я просыпаюсь утром, сажусь в машину, еду, например, в Яицкое. Каждый выбирает сам в зависимости от того, что требует организм.
Птицы реагируют на тебя в небе?
Они боятся. Был случай когда, во время охотничьего сезона утка вылетела практически у меня из-под ног. Да и таких случаев, как в Гималаях, когда люди сталкиваются с орлами, например, у нас не бывает.
Бывали экстремальные ситуации?
Так как я парамоторист, многое зависит от технического состояния мотора. В первый год моего знакомства с этим спортом мне попалась некачественная деталь. В результате у меня отвалился винт с редуктором в полете. Пришлось сесть в камыши и выбираться героически. Если бы я был высоко, то выбрал бы место для нормальной посадки, чтобы не выбираться по пояс в воде. Недавно мы попали в грозу, когда улетели на противоположную сторону Волги. Мы заметили две тучи, которые перекрывают переход через Волгу. Я получил дозу адреналина, когда попал под дождь и сильную болтанку в воздухе. Тогда мы просто не до оценили облако, которое превратилось в грозовой очаг. Мотопарапланерист - это не только пилот, это еще штурман, механик и метеоролог.
Как выглядит Самара с высоты?
В социальных сетях у меня очень много фотографий Самары с воздуха. Это красивый город, который лежит между двумя реками. Смотрится очень живописно. Главное, что не видно разбитых дорог (Смеется)
У нас в Самарской области проходят соревнования?
Наш клуб проводит соревнования среди моторных парапланов. Свободные спортсмены участвуют в соревнованиях на горе в Раковке каждый год. Посадки на точность, прохождение маршрута. В Тольятти есть «Кубок Вяткина», правда я не бывал там, но говорят, что это очень весело.
Параплан можно хранить дома?
Конечно, можно. Для этого я специально сделал в шкафу нишу. Я его даже на работе храню. Он достаточно компактный и складывается.
Чтобы летать, нужно разрешение, и можно ли это делать над городом?
Вообще с недавнего времени над городом разрешено летать, но это крайне не желательно. В случае аварийной остановки двигателя, сложно найти место для посадки - мешают провода и здания, самый лучший вариант в таких случаях это стадион. Поэтому необходимо иметь запас высоты, для ухода от территорий плотной городской застройки - метров 600-800. Было пару случаев, когда пилоты садились на Проране и на Алма-Атинке. Что касается разрешения на полеты, то у нас в стране достаточно противоречивые правила. Мы относимся к сверхлегкой авиации, поэтому лицензии пилота не требуется, но чтобы летать, нужно запрашивать разрешение, для этого нужно иметь лицензию. Замкнутый круг.
Этот спорт в других странах отличается от нашего?
Я был на Майорке без параплана и не летал. Полеты там ничем не отличаются от наших. Это одна «религия». Если пообщаться с этими людьми, то найдется много общих интересных тем.
Вы поддерживаете интерес к этому спорту? Может быть, участвовали в каких-нибудь городских проектах?
Не так давно мы устраивали благотворительную акцию. Пилоты клуба пожертвовали деньги, чтобы приобрести подарки для детей сирот. Устроили на озере небольшой праздник. На параплане к ребятам прилетел Дед Мороз. Все фотографировались с ним. Еще была акция «автомобили против парапланов», когда нужно было пролететь из Новосемейкино в поселок Яицкий быстрее автомобиля. Параплан опередил автомобиль примерно на 10 минут.
Этот спорт можно использовать как площадку для свиданий?
Вполне. У нас можно делать шикарные подарки. Например, пролететь на набережной с флагом, на котором есть имя девушки. Спектр предложений в плане флирта достаточно широкий.