Уже почти год на всей территории России действует 230-й закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по взиманию долгов. За это время многое в сфере взимания долгов с неплательщиков существенно изменилось. Об этом журналистам рассказала начальник отдела по ведению государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих взыскание просроченных задолженностей, УФССП по Самарской области Оксана Козлова.
В Самарской области официально зарегистрированы всего 4 юридических лица, которые могут взимать долги, ещё 5 организаций занесены в реестр в других областях. Всего с января 2017 года было зарегистрировано 650 обращений и жалоб на работу коллекторов.
Из них всего 2 жалобы на компании, зарегистрированные в Самаре, и те, по словам приставов, не подтвердились. И 2 подтверждённые жалобы на другие реестровые организации. Остальное — это обращения по работе с микрокредитными и микрофинансовыми организациями. Их доступные предложения в итоге часто оказываются просто ловушками для должников в будущем. Поэтому, прежде чем брать кредит или займ, стоит ознакомиться со всеми предложениями на https://zaimer.kz/articles/express-credit и сравнить условия их предоставления.
- Есть определённый регламент работы коллекторской службы, все реестровые юрлица в основном его придерживаются, лишь в редких случаях ведут себя противозаконно. Но иногда самарцы берут аж 23 микрокредита, в итоге, если каждый кредитор будет действовать в рамках закона и звонить не более 2 раз в неделю, телефон должника всё равно смолкать не будет. И это реальный случай, - рассказала Оксана Козлова.
Если кратко, то те, кто взимают долги, не могут беспокоить должников с 22:00 до 8:00 в будни, с 20:00 до 9:00 в выходные дни и праздники. Запрещено звонить более 2-х раз в день и более 4 раз в неделю, более 8 раз в месяц. Личные встречи разрешены не более 1 раза в неделю, а текстовые СМС сообщения - не более 2-х раз в день.
Штрафы при нарушении этих правил могут достигать 2 миллионов рублей, 90 дней приостановки деятельности или же попросту отзыва лицензии.
- Действие закона существенно упорядочило работу. Вопиющих случаев в этом году зарегистрировано не было. Все стараются работать без нестандартных решений и все жалобы сосредоточены вокруг нарушения количества звонков, или же выходов коллекторов на близких, соседей и родственников заёмщика, - делится Оксана.
В случае, когда по поводу взимания долга начинается давление на родственников и близких людей, избавиться от него можно. Для этого достаточно найти на сайте форму заявки и написать «отказ от взаимодействия с кредитором третьих лиц», но через 2 месяца коллектор снова может начать действовать.
- Последний громкий случай в области был аж в 2015 году, когда коллекторы сломали ногу должнику. Сейчас такого уже давно нет, а если и случается, то это уже не компетенция ФССП. Жалобу на подобную деятельность нужно сразу адресовать в полицию. Это компетенция МВД, - подытожила Оксана.
Как рассказывают специалисты, сейчас самой распространённой средой давления на должников является интернет-пространство: начиная от постоянных сообщений до компрометирующей и даже порнографической информации, которая выливается на странички в социальных сетях. Но это тоже довольно легко выясняется - достаточно обратиться в Роскомнадзор.
Приставы советуют: самый надежный способ спастись от коллекторов — это просто не брать кредит. Но если этого не избежать, следует внимательно читать документы, не подписывать бумаги без их детального изучения и не пытаться самим обмануть коллекторов, ведь когда они понимают, что от них начинают бегать, они придумывают ещё более изощрённые способы взаимодействовать. И они не всегда законны.
.