На 90 процентов станция готова
Мы проходим через закрытую стройплощадку к спуску вглубь станции. Рабочие молчаливы, охрана строго и вопрошающе окидывает нас взглядом. Такие здесь порядки — чужих здесь не бывает. Нас тепло встречает бригадир Михаил Согонов. Когда-то он приехал строить в Самару метро из Ростова-на-Дону, все предки были шахтерами.
- Практически все самарские метростроители приехали когда-то из других городов. Я из Ростова, есть проходчики из Кирова, инженеры из Петербурга. В Советское время сюда ехали лучшие работники со всей страны, - рассказывает бригадир, пропуская нас в глубину станции. - Жаль, что молодежи не так много. Только научим молодых ребят всему, что сами умеем, так снова прекращают финансирование строительства. Вся молодежь разом и разбегается. Держимся, в основном, за счет преемственности. Здесь работают сыновья метростроевцев, внуки.
Проходим на станцию. На 90% она уже готова. Остается лишь отделка стен и потолков, установка некоторого оборудования. Финишная прямая! Но из бюджета денег в этом году пока не выделялось и скоро темпы строительства опять упадут. Рабочие, несколько минут назад с блеском в глазах рассказывающие о своей работе, сразу же уходят в себя, когда речь заходит о деньгах, выделяемых правительством.
- Деньги на метро должны поступать равномерно, а не от случая к случаю, - делится мнением Михаил Согонов. - Придут 400 миллионов рублей — значит есть 3-4 месяца хороших темпов работы. Заканчиваются деньги — властям нужно опять помогать. А сейчас выходит так, что мы ждем денег месяцами и работа простаивает. Люди нервничают, - почему так долго строите? Рабочие расхолаживаются — когда будут деньги? Складывается впечатление, что самарское метро городу и властям не нужно. Всему миру нужно, Москве нужно, а Самаре — нет.
Под такие разговоры осматриваем платформу. На лесах трудятся сварщики, остальные рабочие заканчивают установку эскалатора. Всего внутри станции трудится 36 человек. Остальные переброшены на котлован в район улицы Полевой. Там сейчас готовятся камеры-съезды.
- Эскалатор будет только на одном выходе, на втором - стандартный лестничный подъем. Подъемник привезли с завода в Санкт-Петербурге, - рассказывает бригадир Михаил Согонов. - Таких заводов, к сожалению, осталось всего два на всю страну. Большая удача, что эскалатор все же будет на "Алабинской", поскольку были некоторые предпосылки к тому, чтобы его не устанавливать.
С края платформы рабочие с интересом показывают место, где снимался фильм «Метро». Рассказывают, как москвичи во время съемок угробили два московских метровагона. В углу лежит железная решетка, оставшаяся от реквизита.
- Знаете, что самое обидное для метростроителя?, - неожиданно ввязывается в разговор проходчик Алексей Новцев. - Самое обидное, это когда строишь метро не для своего города. У нас многие самарские ребята работают на объектах в других городах, где метро строится стахановскими темпами, где сдают по станции за пару лет. Везде транспорт уходит под землю, а в Самаре предлагают какие-то мифические трамваи, которые будут стоять в пробке.
Взяться бы за "Самарскую!"
Через огромный котлован проходим в тоннель, где работает проходческий щит «КТ-5 Д», до жути хочется увидеть сам комплекс и тюбинги изнутри.
Масштаб выполненной работы завораживает. Внутренне хочется, чтобы станция скорее «ожила». Попутно общаюсь с метростроителями. Горный инженер шутит про секретные термоядерные части на щите, которые ни в коем случае нельзя фотографировать. Проходчики рассказывают про борьбу бетонщиков, выкладывающих изоляцию, с грунтовыми водами. Под шум электропоезда, который вывозит грунт на поверхность, мы идем по тоннелю. Рабочие прошли тоннель в сторону камер съездов уже на 200 с лишним метров. Всего предстоит больше 400. Щит движется по 6-7 метров в день. Рабочие с искрой рассказывают, как под Ла-Маншем новый комплекс пробивал 7 метров за 5 часов и это считалось медленно. Идем по толстому слою доломитной пыли. Метростроители жутко не любят эту породу. Не дает ускориться щиту, пачкает одежду.
Добираемся до тоннеле-проходческого комплекса, осматриваем. Старенький, но надежный щит вызывает уважение. Ему осталось пройти чуть больше 100 метров в глубину тоннеля и приниматься за обратный тоннель.
Включается вентиляция, рабочие медленно идут на обед. Покидаем «Алабинскую» и мы. Уходим со стройплощадки, обмениваясь прощальными окриками с бригадиром.
- Если честно, хочется уже закончить «Алабинскую» и взяться за что-то новенькое!
- За «Самарскую»?
- За неё.