Кто-то из нас привык греть попы в теплых машинах, кто-то мерзнет в трамваях и маршрутках — в любом случае, передвигаться по городу приходится даже при самых сильных морозах. Но есть в Самаре человек, выбравший не совсем обычный способ перемещения. Это руководитель движения «Велосамара» Роман Еремкин. Ездить по дорогам не каждый решается даже летом, а для Романа велосипед — повседневный вид транспорта на заснеженных дорогах при минусовых температурах. Я встретился с велосипедистом и спросил, удобно ли ездить зимой, что для этого нужно, какие есть «подводные камни» и почему велосипедист — это полноценный участник дорожного движения.
- Расскажи, как ты начал кататься зимой на велосипеде, когда сел первый раз?
- Это было лет шесть назад. Поездил летом, подумал, почему бы не попробовать зимой, тем более уже тогда были доступны зимние шипованые покрышки по ценам гораздо ниже нынешних. Снег это снег, поэтому сначала попробовал во дворе, заехал на каток, все это нужно чтобы отработать основные моменты и понять, как велосипед ведет себя на льду и снегу. И только потом уже выехал на дорогу. Основное отличие, это, конечно, возможность заноса. И если дороги более менее чищены, то во дворах бывает настоящая беда — колею никто не отменял. По этой причине зимой гораздо активнее работают руки — приходится дергать руль на себя, чтобы преодолеть колею.
- Для тебя велосипед — это средство передвижения не хуже автомобиля? И даже в какой-то мере более быстрое?
- Учитывая нынешние пробки, велосипед быстрее в большинстве случаев, при том иногда даже более надежное. Вот буквально пару лет назад были веселые случаи — выходишь во двор, а там автомобилисты пытаются завести свои машины. А ты сел, доехал до места и в тепле уже, по дороге замерзнуть ничего не успело.
- Какая же скорость передвижения по нашим самарским дорогам?
- В зависимости от погодных условий зимой скорость в основном меньше процентов на 10, но бывает и на 20 и на все 30. Дело тут не в том, что разогнаться быстрее нельзя, просто чем больше скорость, тем меньше времени на реакцию в чрезвычайной ситуации. Вообще в час пик добираюсь от ипподрома до центра за 20-25 минут.
- А много энтузиастов в Самаре рассекают зимой на велике?
- У нас ежегодно проходит первоянварская «покатушка», мы собираемся в девять часов на площади Славы и едем в Новокуйбышевск. В этом году было пятнадцать человек. Это первого января, в девять утра, когда люди отсыпаются! А вообще по городу, думаю, несколько десятков насчитать можно, тем более, что никто не отменяет подготовку к традиционным гонкам нашей федерации. В прошлые выходные у нас была гонка на Мехзаводе на стадионе "Салют", в эти выходные будет еще одна гонка. Кстати, ездят даже дети от десяти лет, катаются, тренируются.
- Увеличивается или уменьшается с каждым годом количество велосипедистов в Самаре, которые в том числе катаются в зимний сезон? Или наоборот, люди пересаживаются на машины?
- В летний сезон однозначно чувствуется увеличение количества велосипедистов. Честно говоря, не знаю, что будет на следующий год, потому что цены на велосипеды сильно подскочили. Зимой, конечно, почти не меняется, может быть единицы прибавляются, ведь здесь нужна экипировка, уверенность, готовность. Ну и должна быть возможность на работе переодеться, потому что свежим и аккуратным до места добираешься далеко не всегда, а у большинства на работе дресс-код.
- А можно в «Велосамару» обратиться, если захочется попробовать?
- Конечно, это не проблема, люди и на форумах спрашивают и «Вконтакте», мы им отвечаем, подсказываем. Можно, например, попробовать поездить не городу, а по лесам, там нужны более толстые покрышки, они в снег не проваливаются, но на них отсутствуют шипы, поэтому по дорогам кататься нельзя.
- А как вообще ты оцениваешь взаимоотношения между велосипедистами и автолюбителями? Мне кажется, вторые первых недолюбливают.
- Могу сказать, что за десять лет, что я езжу по городу, отношение к велосипедистам поменялось, по крайней мере к тем, кто соблюдает ПДД. Если ты обозначен светоотражающими элементами, если подаешь знаки перед маневрами, то тебя уважают и пропускают даже там, где у тебя нет приоритета по правилам, например, выезжаешь с второстепенной дороги, махнешь рукой, автомобилист тебя пропускает, моргнув фарами. Плюс, например, такие мелочи — повесил букву «Ш», друзья угарают, зачем это надо? Но вот водители понимают, что я на шипах, я адекватный, я не подскользнусь и не упаду им под колеса (дорожные истории Романа можно почитать в конце статьи - прим.ред)
Специальное оборудование для зимней езды по дорогам и не только
Роман объясняет, что нужно установить на велосипед, чтобы ездить зимой. Кстати, многие вещи пригодятся вам и летом.
Световое оборудование и звуковой сигнал
Велосипед обязательно должен быть обозначен передними и задними фарами, в ПДД также прописано наличие звукового сигнала (громкого, от автомобиля). В советское время все это было распространено, потом пришла мода все это снимать, но это реально спасает жизнь. Водитель может отвлечься на телефон, ты сам можешь попасть в слепую зону, а автомобиль начнет поворачивать или перестраиваться. Тогда ты сигналишь и автомобилист тебя замечает и реагирует. Это не раз спасало мне жизнь! Устанавливать все это приходится в основном самому — если "габариты" еще можно найти в продаже, то вот звуковой сигнал нужно покупать от автомобиля.
Аккумулятор
Чтобы все это добро работало, нужен небольшой аккумулятор, этот заимствован от электровелосипеда. Он легко отсоединяется и подзаряжается дома от обычной розетки.
Шипованая зимняя резина
Как и на обычном автомобиле, на велосипеде зимой нужно ездить на шипованой резине, причем цена покрышки может сравнима с ценой на зимнюю шину для автомобиля. К примеру, комплект этой резины с 300 шипами на каждом колесе стоит около 10 тысяч рублей! Есть вариации и подешевле, я просто езжу достаточно быстро, в том числе и через Волгу. Вообще можно уложиться в тысяч в шесть, но зимняя резина — это необходимость.
Велосипед и ТО
Сам «велик» покупал с рук за 15 тысяч рублей, сейчас цены уже другие конечно, за такой придется отдать не меньше «тридцатника». После зимы нужно обязательно перебирать все узлы, чистить от песка и реагентов — от них быстро стираются «звезды» и растягивается цепь. Также нужно менять все подшипники и перебирать амортизаторы, короче, почти как ТО у автомобиля, только нужно делать его два раза в год, если используешь один и тот же велосипед и летом и зимой. У меня, например, их два, на летнем более дорогое оборудование для скоростной езды, а здесь то, что не жалко убить в зиму.
Зеркало заднего вида
Очень удобный и обязательный атрибут при перемещении по городским дорогам. Банальный пример — едете по первому ряду, впереди припаркован автомобиль. Левой рукой показываешь маневр, а потом нужно вертеть головой, то смотреть налево, то прямо. Все равно что-нибудь упустишь! А так краем глаза всегда контролируешь зону. Если замечаешь автомобиль на узкой дороге, который хочет обогнать, то перестраиваешься в карман и пропускаешь. В таких случаях даже аварийкой благодарят. Ну и, конечно, спасает от неадекватных водителей - «шашечников», тех, кто по телефону болтает и на дорогу невнимательно смотрит. Таких видишь заранее и прижимаешься вправо.
Светоотражающие элементы
В темноте руки, которыми подаются знаки о маневрах, видно плохо. Поэтому на запястья надеваются светоотражающие элементы.
Костюм
Чтобы не замерзнуть в такую погоду, нужны утепленные джинсы или брюки, спортивная куртка и термобелье под разные температуры. Костюм — обычный спортивный для любого зимнего вида спорта. Состоит он из трех слоев — одежда, выводящая влагу, одежда, сохраняющая тепло и одежда, защищающая от ветра. На ботинки обязательно нужны бахилы, прежде всего чтобы штанины не попали в цепь. Также бывает, что из под колес что-то летит, вот все это попадает не на штаны, а на бахилы. Плюс они защищают от ветра, тем самым сохраняя тепло.
Голова
Балаклава защищает от холодного воздуха лицо. Про шлем — сейчас в ПДД не прописана обязанность носить шлем велосипедистам, хотя недавно в думе обсуждалась такая поправка, мы ее рекомендовали. Зачем шлем нужен? От сильного ДТП, он не спасет, но вот при несерьезных авариях шлем очень сильно защищает. Задевает тебя автомобиль — ты падаешь и обязательно ударяешься головой, часть удара берет на себя шлем. Будет сотрясение мозга, но это лучше, чем треснувший череп. Ну и в лесу он защищает от веток. Также нужны очки, они помогают от солнца, в летнее время года - от столкнвоения с насекомыми на большой скорости. Еще один важный момент — питье. К сожалению, зимой жидкость остывает очень быстро даже в термосе. Но мои поездки занимают максимум час, поэтому я восстанавливаю жидкость в помещении.
Истории велосипедиста на дороге
Роман — полноценный участник дорожного движения, пусть и на самом редком в Самаре транспорте. А потому у него накопилось немало историй, часть которых он и рассказал нам (примечание - фото "от первого лица" напрямую не связаны с историями).
- Случай первый. Еду на веле, 30-35 км/ч по Ново-Садовой от Шверника в направлении к ТЦ "Апельсин", и тут со встречки на 22 партсъезда передо мной решается повернуть Jeep Cherokee старого образца. Я в сигналку и в тормоза, а тот даже и ускориться не попробовал. Мне удалось избежать ДТП, которое спровоцировал данный водитель. Но ведь не всегда и не у всех может хватить тормозного пути!
- История вторая. Еду по Московскому шоссе от Ташкентской к Димитрова. В зеркале заднего вида вижу, что меня потихоньку настигает КамАЗ оранжевого цвета, а снег у бордюра еще не убирали. Я чуть ускоряюсь, на перекрестке с улицей Зои Космодемьянской, чуть беру вправо и показываю, чтобы КамАЗ меня опережал. Он понял, воспользовался моментом и опередил, поморгав мне аварийкой в благодарность. Кстати КамАЗ из дорожной службы. А я тем самым в своем ж темпе продолжил путь по шоссе.
- История третья. Еду двором в районе БКК. Впереди поперек дороги ГАЗ 31105, который пытается запарковаться, но безуспешно. Подъезжаю, спрашиваю, может помочь? Водитель не отказывается. Так как место для разгона мало, то пробуем в раскачку, а тем временем другие водители, просто разворачивались и искали другую дорогу. 1,5 тонны авто не хотят заскакивать, не хватает прям совсем чуть-чуть. Окидываю взглядом округу, нахожу небольшую доску, подкладываю под заднее колесо, которому как раз и не хватает сцепления с дорожной поверхностью. Пробуем... И машина заскакивает, как по маслу. Деревяшку убираю на место, где взял. Водитель говорит спасибо, желаем другу другу удачи, и я еду дальше по своим делам.
- А вот эта история произошла сегодня. Еду, как обычно 30-35 км/ч, по Ново-Садовой в направлении от "Ренессанса" в город. Перед пешеходным переходом у Загородного парка сбрасываю скорость вплоть до полной остановки(нахожусь в середине первого ряда), так как пешеход переходил дорогу к парку. Третий и второй ряд стоят, а вот в зеркале заднего вида вижу, что маршрутка поздно начинает тормозить, а при той скорости он понимает, что может меня нагнать и принимает вправо. Я, оценивая ситуацию, смещаюсь влево в рамках полосы, так как вперед не могу стартануть, прям передо мной пешеход. И вот маршрутка ровняется со мной, а единственная фраза водителя по типу "Какого черта ты тут делаешь", закрывает окно и "тапкой впол" уезжает. Эта же маршрутка встретилась мне вечером на обратном пути, но водитель даже и не думал извиняться, так как с его узкоформатным взглядом на жизнь это было в порядке вещей.
- Неоднократно случалось, когда едешь дороге с одной полосой в имеющемся направлении из-за снега, а сзади появляется авто. Если есть возможность, то я использую какой-либо "карман", чтобы пропустить автомобилистов, но пока нет такой возможности они спокойно едут за мной. Есть те, кто торопятся, но они обычно слегонца посигналят, то тут я обычно чуть ускоряюсь, дабы быстрее добраться до "кармана". Кто-то даже потом благодарственной аварийкой помигает!