Сегодня свои двери открыл музей ТТУ, который не работал во время ремонта. Его экспозиция немного обновилась. Теперь родители могут приводить своих детей на семейные экскурсии. В честь этого Progorodsamara.ru посетил музей, чтобы собрать самые интересные факты о самарском трамвае.
Закрытый вагон конного трамвая в Самаре в 1900 году
Сколько было первых трамваев?
На Коломенском заводе заказали 60 вагонов в расчете на 5 действующих маршрутов. Однако из-за Первой мировой войны очень трудно было осуществить эту программу. Благодаря Нестору Постникову и Павлу Суткевичу все-таки приобрели 5 вагонов. Их запустили по маршруту №2, потому что он проходил по центральным улицам города. Он шел из депо на Полевой до площади Революции. К концу 1915 года заработали все 5 маршрутов, и город получил все 60 вагонов.
Фото 1915 года. Трамвай на улице Саратовской (ныне Фрунзе)
Любопытно, что маршрутная сеть по 5 направлениям была придумана раньше, чем закупили трамваи. Сейчас самый длинный маршрут №3 (От Безымянки до Хлебной площади)
Проезд
Стоимость первого проезда была – 6 копеек. Этот тариф продержался до 30-х годов. Затем начали строить ремонтные мастерские с более широкими возможностями. Тариф увеличился на 2 копейки. Эти деньги пошли на строительство мастерских.
В музее имеется сепаратор для денег, с помощью него деньги просеивались, когда плата за проезд принималась только мелочью. За день собиралось несколько ведер монет. Барабан вращался, а деньги согласно своему номиналу проваливались в отверстия.
Сепаратор
В 90-е годы появились первые сезонки. Они действовали на 2, 3 и 4 вида транспорта. В 1995 году вместо сезонок выпускались памятные жетоны.
Кондукторов убрали на 30 лет
Кондукторы появились с первого дня работы. В 60-е годы начали вводить такие новшества как кассы самообслуживания. Однако хитрые заводчане изготавливали самодельные жетоны и бросали их вместо денег. В середине 90-х вернули профессию кондуктора.
Компостер для талонов
Еще использовали талончики, которые прокалывались компостером. Граждане могли не пользоваться ими, но в ТТУ была система общественного контроля. Контролеры ждали на остановках безбилетников. В наказание за проезд «зайцем» горожан заставляли купить книжку и оплатить проезд. При этом в милицию никого не отводили.
Форма
Форма применялась, когда коллектив предприятия был не такой большой. Водители надевают форму для участия в конкурсах. Некоторые женщины-водители шьют себе парадную форму самостоятельно. Шить на заказ ее перестали в 90-е годы. Она была не очень удобной, так как летом было в ней жарко.
У кондукторов больше фуражки и костюма для повседневной носки. Последнее время они носят жилеты.
В 2004 году для сотрудников ТТУ ввели форменную жилетку красного цвета. Сегодня можно увидеть ярко-оранжевую жилетку со светоотражающими полосками.
Бывший начальник ТТУ Владимир Водолазов был поклонником форменной одежды, его костюм хранится в музее.
Грузовой трамвай
Трамвай в годы Великой Отечественной войны был не только пассажирским, но и грузовым. С самого начала были ветки до трубочного завода, до товарного двора Ж/Д вокзала, на дровяные пристани (теперь это район бассейна ЦСК ВВС). Где-то в 1945-1950 последние ветки, которые уже перестали использовать, демонтировали. Трамваи перевозили различные грузы: песок, щебень, муку, зерно, шпалы, рельсы. Для лошадей этот груз был слишком тяжелым, а автомобили были в дефиците.
Сейчас в ТТУ действует больше 400 трамваев. Самыми старыми являются Татры (Т-3), некоторым из них больше 50-ти лет.
Последние маршруты
В Самаре одними из последних были проложены пассажирские маршруты 13 и 23. Некоторые маршруты кардинально менялись. Например, маршрут №2 сейчас есть,но конечно, за всю историю траектория маршрутов много раз менялась, и от первых пяти маршрутов ничего не сохранилось кроме номеров.
До 1934 года было кольцо трамвая на площади перед театром Драмы. До 1932 года была ветка по Фрунзе, через территорию Иверского монастыря.
Именной трамвай
В 2014 году в Самаре появился первый в истории именной трамвай. Его назвали именем общественника, блогера, журналиста, советника мэра по транспортным вопросам.
К 30 годам Антон Буслов достиг успеха, разработал сайт для самарского транспорта. Однако он не успел воплотить в жизнь все свои идеи. Он скончался от рака в молодом возрасте. Его имя носит современный низкопольный вагон, который удобен для разных категорий граждан. За внедрение именно такого низкопольного транспорта в городе выступал Антон Буслов. Водителем трамвая является один из лучших самарских профессионалов.
Хэнд-мейд
Модели ручной работы. Их делали работники ТТУ. Сейчас предприятие обратилось к профессионалам, у которых есть макетная мастерская в городе. В музее имеется модель первого белорусского троллейбуса ВКМ и чешского трамвая К2, который в народе называли «Кобра».
Посетить музей ТТУ можно по предварительной записи. Находится он на территории депо на Полевой. Экскурсии бесплатные.