Расцвет каршеринга в Самаре — угроза автомобильному рынку

17.04.2020, 17:24 , Служба новостей

В Самарской области расширяется автопарк краткосрочной аренды автомобилей, сообщают каршеринговые операторы. На данный момент в Самаре функционирует только один сервис аренды автомобилей — Делимобиль, который был запущен два года назад. Пока что он считается монополистом на самарском рынке, что позволяет ему развиваться в условиях отсутствия прямой конкуренции. Однако эксперты ожидают и приход других операторов в том случае, если услуги каршеринга окажутся востребованными.

В начале недели самарские водители обратили внимание на многочисленный завоз автомобилей каршерингового оператора. В соцсетях появилось множество фотографий и вопросов к компании. В этот момент многие пользователи предположили, что эти автомобили привезли из Москвы и Санкт-Петербурга, где из-за угрозы распространения коронавируса были запрещены все сервисы краткосрочной аренды автомобилей. Официальные аккаунты Делимобиль в соцсетях отрицали эту связь. «Перегон автомобилей — плановый процесс, все совпадения случайны», - написали представители сервиса.

В эти же дни руководитель пресс-службы «Делимобиль» Алена Балакирева дала интервью изданию «Вечерняя Москва», в котором рассказала, что автомобили не покупаются в регионах. Поэтому все перевезённые из столицы транспортные средства — это новые автомобили, которые каждый месяц перевозят в регионы в соответствии с планом. Своим ходом машины перегоряют только в Тулу и Нижний Новгород.

Что такое каршеринг?

Каршеринг — услуга краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или посуточной оплатой. Стартап заработал в России несколько лет назад и с тех пор только набирает популярность. Компании предоставляют машины разного класса, самые полярные модели — Хендай Солярис, однако в некоторых городах можно найти и машины премиального класса. Правда, поездка на элитном автомобиле не только обходится дороже, но и требует более продолжительного опыта вождения.

Главные недостаток системы каршеринга во всём мире — малое количество автомобилей, однако эта проблема с каждым месяцем теряет свою актуальность из-за стабильного расширения автопарка. Так и в Самаре в последние дни значительно возросло количество предоставленных автомобилей.

Плюсы и минусы

Редакция Progorodsamara.ru опросила пользователей каршеринговых услуг, а также собрала мнения о сервисе в социальных сетях. Как оказалось, каршерингом предпочитают пользоваться люди, у которых уже есть автомобиль. Причём по мнению ряда пользователей переход на каршеринговый автомобиль позволит сэкономить не только деньги, но и время. К примеру, видеограф Евгений Климов, несмотря на наличие собственного транспортного средства, пользуется и услугами аренды автомобилей.

- У меня есть машина отечетственного производства. Поэтому даже предоставляемые Солярисы и Поло комфортнее моего автомобиля. Причём, по моим расчётам, при активном пользовании выгоднее полностью перейти на каршеринговые автомобили. Личный автомобиль нужно ремонтировать, страховать, заправлять, мыть и так далее. На это требует много денег и времени, - объясняет Евгений.

Пользование каршеринговым автомобилем действительно избавляет водителя от массы проблем связанных с содержанием машины, современной оплатой транспортного налога, продлением ОСАГО, техническим обслуживанием, заменой резины с зимней на летнюю и наоборот. Водители отмечают, что в приложении видно сколько осталось бензина в автомобиле, поэтому некоторые пользователи не тратят время на его заправку.

Радует пользователей и система «припарковал машину и забыл». Можно приехать в выходной день на набережную в районе Ладьи, прогуляться до шестого причала и не нужно возвращаться — достаточно взять новую машину. Иногда у жителей, которые доехали до места отдыха или работы на такси или общественном транспорте, возникает желание «порулить». В этом случае сервис также выручает.

- Бывают случаи, когда нужно доехать до аэропорта. Парковка в аэропорту — это удовольствие бессмысленного выброса денег. При этом для каршеринговых автомобилей выделено несколько бесплатных мест напротив терминала. Тоже самое и при возвращении — берешь машину и едешь либо домой, либо сразу по делам, - рассказывают автолюбители.

В случае поломки автомобиля достаточно просто остановить машину в разрешённом месте, предупредить оператора и взять другую. При этом нужно быть аккуратным при вождении, предупреждают пользователи. Самое главное - сфотографировать автомобиль как до поездки, так и после.

- Пользовате​лю каршеринга нужна внимательность, так как за любое повреждение с него будет спрос. Особенно если торопился и не углядел какую-нибудь царапину, скол или вообще трещину на машине и не зафиксировал до поездки. За это предусмотрены значительные штрафы. Радует, что приложение удобное, фотоотчет занимает буквально минуту-две времени. Машины тоже обслуживают вовремя, стоит только заявить о проблеме, - рассказал пользователь сервиса, попросивший остаться неизвестным.

Помимо этого, среди активных пользователей каршеринга очень мало семейных людей, потому что многие детские вещи приходится носить с собой. Автомобили не оборудованы детскими креслами, а принести своё кресло и оставить в машине не рекомендуется, ведь машину могут просто забронировать другие. К тому же зачастую семейные пары возят с собой и различные детские вещи и игрушки, которые тоже занимают место.

Как усовершенствовать?

В Самаре, как и в других странах и регионах, основное пожелание у пользователей — это увеличить количество доступных автомобилей. Для полноценного функционирования необходимо, чтобы буквально в каждом дворе была хотя бы одна такая машина. Однако это не единственное, чего не хватает городу.

Каршеринг предоставляет многим водителям возможность почувствовать и преимущества премиальных автомобилей в повседневной жизни. Однако в Самаре такая система ещё не до конца налажена. «Хочется больше машин и хочется разных машин. В других городах можно найти машины выше классом, например BMW», - рассказал Евгений Климов.

Также в Самаре по-прежнему остаются «белые пятна» где нельзя оставить свою машину. Причем эти участки довольно значительны, в частности запрещено ставить машин в районе проспекта Карла Маркса, между улицами Ново-Вокзальная и Кирова. «Я как раз живу в этом районе и приходится идти в сторону Московского шоссе за автомобилем», - отметил Евгений.

А как у них?

Самая отлаженная система сервиса, очевидно, в Москве. Отставание других регионов от столицы в этом плане эксперты оценивают примерно в один год. Благодаря чему можно предположить, что как будет развиваться рынок каршеринга в Самаре в ближайшем будущем.

Эксперт по личным финансам и автор Telegram-канала «Вокруг денег» Дмитрий Цибизов тоже активно пользуется услугами каршеринга. У него есть свой автомобиль, но он периодически предпочитает пользоваться каршерингом в Самаре. В других же городах для него этот сервис незаменим. Дмитрий сразу отмечает, что в Самаре, в отличие от Москвы, отсутствуют другие операторы, что сказывается как на доступности сервиса, так и на количестве доступных марок машин.

- В Москве во время прогулки моё внимание могла привлечь какая-нибудь машина и я бронировал её. Например, увидел Порш, сел на него и поехал. Конечно, он стоит дороже, чем другие каршеринговые машины, но это намного дешевле, чем покупка и содержание своего Порша. У меня выходило около 1 500 рублей за один час такой поездки. Ещё одно преимущество каршеринга возникает в тот момент, когда во время поездки на машине образовалась пробка. Можно припарковаться, спуститься в метро, выйти через пару станций где пробки уже нет, взять другой автомобиль и продолжить поездку, - рассказал Дмитрий Цибизов.

Мнение юриста

Услуги каршеринга в Самарской области оказываются не так давно, поэтому отсутствует достаточно статистики и практики по страховым случаям в регионе. Адвокат юридической компании «Ковалюнас и партнёры» Денис Ковалюнас в своих ответах по вопросам каршеринга опирался на другие регионы.

По словам юриста, с каршеринговыми автомобилями в 6 раз чаще рассматриваются страховые случаи. Статистика приводится в соотношении 100 каршерингов машин со 100 обычными. Несмотря на такие цифры, этому есть несколько логичных объяснений.

- Одна из них, конечно, заключается в некоторой безответственности водителей. Другая причина — у каршеринговых компаний большие штрафы за порчу автомобиля. Поэтому пользователи каршеринга всегда обращают внимание на каждую мелочь, каждую царапину, в то время как собственник личного автомобиля из-за небольшого повреждения не захочет терять время на споры. Третья причина — это обязательное наличие КАСКО. Водители собственных автомобилей чаще экономят на КАСКО и поэтому стараются водить очень аккуратно, в то время как в каршеринговых автомобилях КАСКО присутствует всегда, - объяснил Денис Ковалюнас.

Также юрист обратил внимание, что сотрудники ГИБДД зачастую выступают против каршеринговых автомобилей, так как неизвестно, в каком состоянии человек садится за руль. Человек может быть пьяным, а система автоматически это определить не может. К подобным призывам зачастую присоединяются и операторы такси, так как каршеринг отбирает у них часть клиентов.

Будущее самарского каршеринга

По словам финансового аналитика Дмитрия Цибизова, удар по личным автомобилям в Самаре нанесет введение платных парковок. Городские власти на протяжении нескольких лет заявляют о необходимости их создания, однако на данный момент никаких решений предпринято не было. Ввод платных парковок для некоторых водителей значительно увеличит стоимость содержания собственных автомобилей. Однако каршеринговые операторы при этом должны будут договориться с чиновниками о льготных условиях парковки, как, например, это произошло в Москве.

Ещё одно преимущество, которое называют многие автолюбители, - экономия средств. Как ни странно, но аренда автомобиля, скорее всего, обойдётся дешевле, чем покупка такого же автомобиля. Финансовый эксперт посчитал, почему так происходит.

- Если покупать автомобиль в кредит, то ежемесячный взнос за счёт процентов может даже превышать сумму, которая тратится на аренду автомобиля. Конечно, это зависит от частоты пользования автомобиля. При этом на протяжении года водитель вынужден платить транспортный налог, страховку, заправлять, проводить ТО, менять резину. Если у вас есть необходимая сумма для покупки автомобиля, то можно инвестировать эти деньги, хотя бы открыть вклад в банке. Благодаря этому можно не только сохранить деньги, но и за счёт выплаты процентов частично покрывать расходы, - объяснил Дмитрий Цибизов.

Исходя из базового тарифа в 7 рублей/минута, получасовая поездка на работу и такая же обратно обойдётся примерно в 9 000 рублей в месяц, или около 100 000 рублей в год. Если вложить 1 млн рублей на банковский счёт, то за этот же период можно получить около 70-90 тысяч рублей.

Таким образом можно сделать вывод, что в крупных от личного автомобиля в любом случае не откажутся семейные люди, а также те люди, которые часто предпочитают выезжать за город. При этом от личных автомобилей готовы отказаться те водители, которые не желают пользоваться общественным транспортом и долго искали альтернативу. К тому же в условиях экономического кризиса цены на новые машины только растёт, что явно не поддалкивает к покупке личного автомобиля.