Ирина и Дмитрий Крюковы очень любят историю. Но ещё больше они любят оживлять моменты уже давно забытого прошлого прямо здесь и сейчас. Они занимаются исторической реконструкцией, и это у них «по любви». Наш корреспондент отправился в их вполне современную обитель и узнал, как у Иры, специалиста по логистике, и у Димы, начальника группы высокоточного контроля изготавливаемой продукции, получается переключаться между эпохами.
Расскажите, почему именно историческая реконструкция? Связано ли это с неприятием современности или это что-то более глубокое и тонкое?
- Нет, с неприятием современности это никак не связано. Вы правы — это очень тонкий момент. Историческая реконструкция — не от того, что есть ощущение неудовлетворенности современностью. Есть ощущение наполнить современность чем-то, чего не хватает, либо проявить свои качества, которые в современности не используются. По сути, это мы же, но много раньше.
Как долго занимаетесь реконструкцией?
- Я (Ирина прим. ред.) с 2012 года, а с 2013 и мужа затащила.
Почему именно 13 век?
- Не мы выбирали его, он нас выбрал. Знаете, во Владимиро-Суздальской Руси была феодальная раздробленность, когда у каждого князя было свое «царство». Вот у нас в клубе точно так же: между собой мы как бы клуб, но внутри присутствует дух соревнования, каждый старается сделать лучший костюм, лучший образ. У нас даже есть настоящий аналоговый ткацкий станок — максимальное приближение.
Что бы вы позаимствовали из того, что было в 13 веке?
- Очень здорово жить в 21 веке. Нам бы не хотелось жить в 13 веке — достаточно голодно, бедно, нет привычных нам удобств. Из того, что хочется вернуть, — это, наверное, экология 13 века, чтобы у меня была возможность огородик свой держать и курочек в городе, ведь весь быт тогда был ограничен усадьбой. Наверное, ещё простоту и удобство — одежда без карманов, да и класть в них было нечего, а все что надо, висело на поясе.
Предметы Дмитрия: поясной набор, а именно ремень с пряжкой, хвостовиком и накладками — статусный элемент так называемой дружинной культуры (принадлежал воину на службе князя); сумка поясная, пропитанная льняным маслом с воском; нож в кожаных ножнах (ножи были подручным хозяйственным инструментом, носились часто и женщинами тоже, как правило, они представляли собой короткое лезвие с ручкой); крестик нательный; фибула — пряжка для закалывания полы плаща или другой одежды; перстень со львом; привеска — по предположению археологов, принадлежала ювелиру — включает пинцет, шило, копоушку, прикрепленные на колечках. Все предметы сделаны вручную, по археологическим находкам средневековой Руси, в масштабе 1:1, из материалов, аналогичных находкам.
Что бы вы изменили в современной Самаре?
- Мне вот не нравится высотная застройка в центре города. Бесит ощущение того, что всё общее, что кто-то должен прийти и всё сделать за тебя. Всеобщая апатия и нежелание брать ответственность. Самарцы стали чересчур много ныть.
Расскажите, когда мода была интереснее: тогда или сейчас?
- Сейчас очень много формализма. В храм ты должен надеть юбку, на официальную встречу — пиджак. Приходится подстраиваться под правила, надевать не то, в чем тебе комфортно. Исторический костюм надо понять, разложить на составляющие. Современный — более прост, не вызывает погружения в образ. А бесят подвороты на джинсах и то, что мужчины перестали следить за собой — именно телесная культура.
Что для вас участие в исторической реконструкции?
- Реконструкция — это не побег из действительности. Это, скорее, любопытство, интерес к тому, как жили наши предки, попытка осознать себя. Всем кажется, что то, что ты сейчас испытываешь, — это не какое-то уникальное чувство. Это то, что было всегда. Но нет, там жили такие же люди — писали друг другу про рыбу, жаловались. Это были живые люди. И ты как-то успокаиваешься. Ты — звено в этой цепочке. По сути, все уже было. Остается правильно делать выводы и привносить что-то свое.
Предметы Ирины: плат синий шерстяной с браным узором "перевернутые треугольники", соткан вручную; тканое очелье с височными кольцами, узор тесьмы — "параллельные штрихи, расположенные в шахматном порядке"; височные кольца перстневидные с заходящими концами и серебряные трехбусинные; шейное украшение — витая гривна; витой браслет; плоский орнаментированный браслет; булавки, используемые для крепления головного убора; шумящая привеска "лошадка" — наследие финно-угорских народов, отголосок языческого культа в уже христианской Руси.
Все предметы сделаны вручную, по археологическим находкам средневековой Руси, в масштабе 1:1, из материалов, аналогичных находкам.