В среду, 5 февраля, стало известно, что в 2020 году в Самаре откроют новый онкоцентр. Сейчас в областной столице действует лишь один онкологический диспансер. Вместе с тем руководство губернии озвучило свежие данные о федеральных инвестициях, которые поступят в регион в рамках реализации нацпроекта «Здравоохранение».
В 2020 году Самарская область получит 4,9 миллиарда рублей, в то время как в прошлом году на борьбу с онкозаболеваниями потратили 3,6 миллиарда. Новый онкоцентр будет работать на базе городской больницы №4. С его помощью больше самарцев смогут получить медицинскую помощь, поскольку сейчас в губернии работает лишь одно профильное учреждение – на базе больницы №8, существующее меньше года. Здесь пациенты проходят диагностику и могут получить первичную помощь.
Всего до 2022 года по всей Самарской области откроют еще 12 новых онкоцентров. Все это делается для того, чтобы эффективнее проводить диспансеризацию населения. Руководство губернии считает, что своевременное выявление болезни позволит спасти многие жизни. Однако есть оборотная сторона медали.
По словам депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева, существует риск того, что врачи не смогут справиться с резким наплывом онкобольных. По данным на конец 2019 года, на 100 тысяч населения в 63-м регионе раком болеют около 500 человек. Иными словами, каждый двухсотый болен. При этом, по словам парламентария, в Самаре и области наблюдается дефицит врачей и грамотных специалистов. Поэтому всеобщая диспансеризация может только увеличить и без того длинные очереди на лечение.
Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы:
Риск один – что выявят огромное количество заболевших людей, а лечить их некому. Ни врачей, ни специалистов грамотных не хватает. Поэтому люди, у которых есть деньги, стараются уезжать лечиться за рубеж. У нас спикер губернской думы умер от рака, Сазонов. Казалось бы, у человека были любые возможности. Что тогда будет с простыми людьми? Это такое заболевание, которое требует быстрой реакции. А у нас люди выясняют это уже на четвертой стадии и сгорают за два-три месяца. Дождаться своей очереди на лечение не все могут.
Жители Самарской области часто жалуются через социальные сети и профильные ведомства на малую доступность диагностики и лечения рака. Доходит до того, что врачи не всегда принимают больных детей на плановые МРТ. Напомним, сейчас онкоцентров не хвататет не только в столице региона, но и других городах: Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани и прочих. В итоге в Самару едут проходить диспансеризацию и получать лечение со всей губернии. Даже если через два года в 63-м регионе действительно откроют 12 новых онкоцентров, туда нужен медперсонал и оборудование.
Нередко жители губернии жалуются на то, что не могут вовремя получить медпомощь на средства ОМС, а деньги на платное лечение даже в России есть не у всех.
Даже с нынешним обслуживанием больных раком не все гладко. Например, недавно обратившегося в окноцентр жителя Самары не могли госпитализировать после диагностирования болезни из-за халатного отношения к своей работе врачей поликлиники №15. Пациента отказывались направить на анализы из-за того, что с медучреждения за это списали бы деньги. В итоге главного врача поликлиники уволили.
Особенно примечательна история жительницы Самары Ирины Никоновой (фамилия изменена), которой врачи выдавали необходимые для лечения таблетки по одной штуке в день. Из-за этого женщине с онкологией приходилось ежедневно ездить в онкоцентр и стоять в очереди за одной пилюлей. Ранее Никонова рассказала, что ее лечение стоит 400 тысяч рублей в год.
«Праздники, выходные, жара, метель, эпидемия гриппа – все равно! Я должна ехать в онкоцентр. Не лечиться, не вести полноценный образ жизни, не радовать себя. Каждый день своей оставшейся жизни я с ребенком должна бегать по онкоцентру. Вы это осознаете? Я – нет. Что это такое? Что за лютое, нечеловеческое издевательство?» – пишет Ирина у себя в Фейсбуке.
Посты женщины о всех трудностях, с которыми ей приходится сталкиваться в самарском онкоцентре подняли резонанс, их заметили как обычные пользователи, так и СМИ.
Препарат, нужный Ирине, называется «тагриссо». Его можно получать по льготам с 1 января 2020 года, однако в настоящий момент таблетки нельзя получать для амбулаторного лечения. Поэтому онкобольные, которые не были госпитализированы, вынуждены получать «тагриссо» по одной таблетке в день.
По данным властей за 2019 год, 1 миллион 443 тысячи жителей Самарской области прошли диспансеризацию. В текущем году рассчитывают проверить на онкологию еще на 17 тысяч больше, то есть еще практически полтора миллиона человек. В начале прошлого года выявляемость рака составляла 62,3%. После тотальной диспансеризации количество выявленных онкобольных увеличится, и встанет вопрос – как не сделать ныне существующие очереди еще длиннее.