Еще в прошлом году приняли беспрецедентные меры. Во-первых, перевели город на новую модель рынка тепла - альтернативную котельную, во-вторых, заменили 22 участка тепловых муниципальных сетей протяженностью 30 км. Тем не менее, в феврале федеральные аналитики опубликовали рейтинг городов с самыми изношенными тепловыми сетями. Самара заняла в нем третье место, уступив лишь Новосибирску и Екатеринбургу, - согласно статистике, 54% тепломагистралей нуждается в замене. Сейчас, говорят энергетики, ситуация гораздо лучше, чем в прошлом и тем более позапрошлом годах, но быстро накопленные проблемы не решаются. В 2020 на замену сетей направили рекордные 2 млрд рублей, но чтобы заменить все изношенные магистрали, нужны как минимум трехлетние вложения.
- Несмотря на снижения платежеспособности населения в период пандемии, мы не сократили финансирование ремонтных и инвестиционных программ, - рассказывает Александр Гришатов, директор Самарского филиала "Т Плюс". - Более того, мы планируем увеличить объём финансирования работ по замене сетей с 2 до 3,7 млрд рублей. Сейчас мы с региональным правительством и городской администрацией прорабатываем технические вопросы: выбираем приоритетные участки для замены, продумываем как синхронно организовать работы по перекладке сетей и ремонту дорог, чтобы в городе не случился транспортный коллапс. Главные задачи - успеть все сделать в короткие сроки и сократить количество отключений, которые могут принести неудобства потребителям.
Совсем недавно компания объявила о расширении - в состав "Т Плюс" вошло АО "ПТС". Объединение, поясняют энергетики, несёт целый ряд преимуществ для региона - это и рост инвестиций, и внедрение единых стандартов качества, и повышение управляемости теплоснабжения. В компании планируют увеличить численность персонала, в особенности сотрудников, ответственных за технический надзор. Насколько - зависит от количества участков, на которых будут вестись работы. Не исключают, что для надзора придется привлекать и специализированные организации.
Масштабные работы по замене ветхих сетей планируют не только в Самаре, о и в других городах Самарской области - проблемы, признают, есть везде и решать их нужно комплексно. В июле прошлого года компания "Т Плюс" взяла на обслуживание юго-западный район Сызрани. Последние восемь лет у МУП "ЖЭС", ставшего впоследствии банкротом, не было никакой инвестиционной программы, а потому сызранские теплосети в плачевном состоянии, нуждаются в замене и больших финансовых вложениях. Больших инвестиций ждет и Новокуйбышевск, там, как и в Самаре есть утверждённая программа опережающего финансирования. В планах обновить тепломагистрали на 150 млн рублей - сумма инвестиций меньше, чем в Самаре, но и масштаб работ другой.
Сейчас на рассмотрении Правительства России находится пакет документов по переходу Тольятти в ценовую зону теплоснабжения, а значит, есть шанс получить солидные инвестиции и начать работы по замене теплосетей и в автограде. Больше всего аварий и повреждений, по словам энергетиков, происходит на муниципальных и бесхозных сетях. К слову, у "Т Плюс" разработан целый план по исключению бесхозных магистралей, говорят, к следующему году такого понятия уже не будет, а значит, и перебоев с теплоснабжением у горожан. Для того, чтобы не отключать горячее водоснабжение во время работ по замене теплосетей, предусмотрено строительство временных трубопроводов, так что и в этом случае глобальный городской ремонт на потребителях услуг никак не отразится.