На стратегическом форуме «Экология» председатель партии Единая Россия высказался в поддержку расширения географии проекта “Чистый воздух”, развития сети приютов для бездомных животных и пересмотра вопросов оплаты за ТКО. Партия также обещает разработать законопроект об обязательной рекультивации отходов закрытых предприятий.
«Идея возможности оплаты по факту накопления отходов родилась не сегодня, мы ее с самого начала обсуждали с коллегами. Это в целом правильный подход. Он не очень простой для реализации и наши коллеги губернаторы тоже говорили, что это сложно учитывать. Но в целом идеологически это абсолютно правильный тезис». – заявил Дмитрий Медведев, предупредив, что «нужно выработать правильные критерии, правильные учетные технологии».
Правительство Российской Федерации действительно занимается данным вопросом не первый год. По введению раздельного накопления и сбора ТКО, без которого невозможна оплата по факту, реализуются мероприятия по федеральной дорожной карте от 01.06.2020 № 4586п-П11. По всем направлениям до 2022 года назначены ответственные исполнители. Задачи изменения федерального законодательства и создания стимулов к осуществлению РСО распределены между Минприроды, Минэкономразвития, Минфином, Минпромторгом, Минстроем, ППК РЭО и ФАС России.
«Возможность оплачивать услугу по факту накопления отходов – очень значимая и актуальная тема для большинства регионов. Это станет естественным финансовым стимулом и популяризацией раздельного сбора отходов, без которого невозможно сокращение объемов захоронения на полигонах. – говорит директор “ЭкоСтройРесурс” Михаил Захаров. – Надеюсь, что включение этой темы в предвыборную повестку даст ускорение по внесению поправок в федеральное законодательство».
Директор регионального оператора рассказал, что в прошлом году компанией уже была разработана и направлена исполнительной власти дорожная карта по внедрению РСО в Самарской области. Компетентные органы должны принять дифференцированные тарифы и провести замеры по дуальной системе накопления отходов. Логичной будет организация РСО хотя бы в в границах каждого конкретного муниципального образования. Но без определения правил игры от федеральных структур, решение многих вопросов остается невозможным:
- Как посчитать факт? Логично умножать число контейнеров на число раз, которые они вывозились. Но как считать полупустые контейнеры, переполненные контейнеры (и что делать, если владелец площадки отказывается от установки дополнительных контейнеров из-за роста платы);
- Как и на каком основании ограничить доступ сторонних лиц к контейнерной площадке у дома? Ведь если кто-то из другого дома приносит и кладет в ваш контейнер мусор, то он поступает плохо, т.к. увеличивает ваш платеж. Домов с ТСЖ имеющими закрытую территорию немного, но и тут есть проблемы. Опыт Нижнего Новгорода и Самары показывает, что жители в целях экономии ТКО начинают носить в соседний двор, на открытые площадки;
- Необходимо наличие полноценных паспортов контейнерных площадок, где отражены достоверные данные о реальном количестве проживающих и зарегистрированных в доме жителей. Необходимо определить орган, который будет с определенной периодичностью передавать эти данные органам МСУ и региональному оператору;
- Открытым остается вопрос соблюдения СанПиН по частоте вывоза раздельно собранных отходов. Сегодня перевозчики обязаны практически ежедневно вывозить контейнеры с пластиком или бумагой, как и с обычными ТКО, независимо от их заполняемости. И если придется вывозить отходы разными видами транспорта это значительно увеличит тариф, ведь 70% тарифа – транспортная составляющая;
- Возможно, нужна система штрафов. И прозрачные накопители, тогда человеку будет стыдно выбросить пакет пищевых отходов в контейнер с чистой макулатурой;
- Неизвестны источники финансирования для органов исполнительной власти, чтобы они смогли обновить контейнерные площадки и закупить контейнеры для РСО;
- Существует и проблема мусоропроводов, в приемных камерах которых невозможен РСО – в частности, в Тольятти, где мало контейнерных площадок;
- Как понять, что является вторсырьем, а что отходами, если до сих пор нет законодательно закрепленного понятия “вторичные материальные ресурсы”.
Ситуацию уже комментировал ранее и заместитель генерального директора ППК РЭО:
"После того, как Минприроды осознало набор проблем, которые возникают при переходе к расчету по факту, вся тема несколько зависла. Сложно измерить сам факт. «Возникает необходимость раскидать этот факт на жилые и нежилые помещения», – сказал Макрушин ТАСС. – Набор проблем здесь такой большой, что проще внимательно посмотреть на нормативы и их отрегулировать. Задача вырисовывается в том, чтобы дифференцировать нормативы по каждому населенному пункту".
Важнейшим остается и вопрос экологического просвещения, официально закрепленного в образовательных планах. Пока это направление прорабатывается точечно личными проектами энтузиастов, волонтеров и региональных операторов.